Экзамены

Кодэксам Рэспублікі Беларусь аб адукацыі;

Палажэннем аб установе агульнай сярэдняй адукацыі, зацверджаным пастановай МА РБ ад ад 19.09.2022 №322;

Правіламі правядзення атэстацыі вучняў пры засваенні зместу адукацыйных праграм агульнай сярэдняй адукацыі (далей – Правілы атэстацыі), зацверджанымі пастановай МА РБ ад 11.07.2022 № 184 (у рэдакцыі ад 30.12.2022 №509);

Інструкцыяй па арганізацыі і правядзенні цэнтралізаванага іспыту, зацверджанай пастановай МА РБ ад 11 ліпеня 2022 г. № 184 (у рэдакцыі ад 30 снежня 2022 г. № 509, 1ад 15.11.2023 №348);

пастановай МА РБ ад 14.08.2023 №263 “Аб пераліку вучэбных прадметаў, па якіх праводзяцца выніковыя іспыты, формах і тэрмінах правядзення выніковых іспытаў ў 2023/2024 навучальным годзе”;

Інструкцыяй аб атэстацыі ў парадку экстэрнату, зацверджанай пастановай МА РБ ад 8 жніўня 2022 г. № 234;

пастановай МА РБ ад 19.08.2022 № 274 «Аб дакументах аб адукацыі, дадатках да іх, залатым, сярэбраным медалямі і дакументах аб навучанні» (са змяненнямі ад 31.07.2023 №215);

пісьмом МА РБ ад 12.02.2024 № 02-01-14/1654/дс «Аб завяршэнні вучэбных заняткаў, завяршэнні 2023/2024 навучальнага года пры засваенні зместу адукацыйных праграм агульнай сярэдняй адукацыі, адукацыйнай праграмы спецыяльнай адукацыі на ўзроўні агульнай сярэдняй адукацыі»;

пісьмом МА РБ ад 20 лютага 2023 г. № 02-01-14/2114/дс «Аб некаторых пытаннях атэстацыі ў парадку экстэрнату па завяршэнні навучання і выхавання на III ступені агульнай сярэдняй адукацыі»;

пастановай МА РБ ад 27 лютага 2023 г. № 58 «Аб выдачы характарыстыкі»;

метадычнымі рэкамендацыямі па фарміраванні культуры вуснага i пісьмовага маўлення ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі, ад 21.08.2023;

білетамі для правядзення абавязковага выпускнога экзамену па завяршэнні навучання і выхавання на II ступені агульнай сярэдняй адукацыі вучняў пры засваенні зместу адукацыйнай праграмы базавай адукацыі, у тым ліку для правядзення экзамену ў парадку экстэрнату; білетамі для правядзення экзаменаў пры засваенні зместу адукацыйнай праграмы сярэдняй адукацыі, зацверджанымі загадам Міністра адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 27.11.2022 № 519;

метадычнымі рэкамендацыямі па арганізацыі і правядзенні кваліфікацыйнага экзамену па выніках асваення навучэнцамі X (XI)-XI

(XII) класаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі, спецыяльных школ, спецыяльных школ-інтэрнатаў адукацыйнай праграмы прафесійнай падрыхтоўкі  рабочых  (служачых)  у  рамках  вучэбнага  прадмета

«Працоўнае навучанне», зацверджанымі намеснікам Міністра адукацыі 31 чэрвеня 2023 г., і інш.

В процессе обучения и при сдаче экзаменов большую роль играет, во-первых, знание или, точнее, понимание того, что надо делать, и, во-вторых, умение это делать.

Для развития у учащихся уверенности в себе могут проводиться длительные психологические тренинги и специальные консультации для родителей. В Ваших возможностях научить ученика справиться с излишним волнением при подготовке к сдаче экзаменов. Как это можно сделать?

1. Если накануне экзамена ученик постоянно думает и говорит о провале, посоветуйте ему постараться не думать о плохом. Конечно, это будет трудно. Опишите ему картину будущего легкого и удачного ответа. Пусть он почаще и сам воображает себе образ «желаемого будущего» во всех подробностях — как он, волнуясь, входит в класс, садится на место. И тут страх пропадает, все мысли ясные, ответы четко представляются уверенному в себе человеку. Расскажите учащимся, как Вы оцениваете их мысли о возможном провале — они не только мешают готовиться к экзамену, создавая постоянное напряжение, но и разрешают ученику готовиться «спустя рукава», ведь все равно впереди ждет неудача.

2. Если волнение все же не покидает выпускника, то предложите ему прием, называемый «доведение до абсурда». Главная задача — как можно сильнее напугать себя. Хорошо заниматься этим упражнением вдвоем — напугайте друг друга посильнее. Этот прием обязательно приведет Вас обоих к мысли, что бояться на самом деле нечего и не все так ужасно. Кстати, если старшеклассник поражает Вас каменным спокойствием — это не так уж и хорошо. Отсутствие некоторого волнения на экзамене часто мешает хорошим ответам.

3. Если учащийся заранее рассматривает экзаменаторов как своих врагов, ничего хорошего из этого не выйдет. Поговорите с пессимистом, объясните ему, что все преподаватели тоже сдавали экзамены и помнят свои ощущения. Даже если экзаменатор кажется хмурым и неприветливым — возможно, он просто демонстрирует свою строгость, объективность и беспристрастность.

4. А помните ли Вы, как учили материал к экзаменам? Пользовались ли Вы какими-то интересными приемами усвоения знаний? Если Вы знаете такие секреты, обязательно поделитесь ими со своими учениками. Неплохо поспрашивать и знакомых, и учителей, работающих с Вами в рамках методического объединения. Возможно, Вам удастся создать для Ваших выпускников своеобразную «копилку» приемов усвоения знаний.

5. Используйте при подготовки такой приём, как работу с опорными конспектами. Разработайте вместе с учащимися систему условных обозначений и не жалейте времени на оформление конспекта — на большом листе, на доске. Старшеклассники хорошо усваивают содержание материала через такую простую и приятную для них деятельность.

6. Расслабление уменьшает внутреннее беспокойство, улучшает внимание и память.

ЦТ-2024: КОГДА НАЧНЕТСЯ РЕГИСТРАЦИЯ И ГДЕ ИСКАТЬ СПЕЦИФИКАЦИЮ ТЕСТОВ

В 2024 году правила вступительной кампании хоть и не изменились кардинальным образом, но уточнений и важных нюансов хватает. В частности, изменились сроки регистрации и даты ЦТ.

 

Регистрация ЦТ

В 2024 году подать документы для участия в централизованном тестировании нужно будет с 9 по 22 апреля. Для сравнения, годом ранее процедура регистрации длилась с 10 мая до 1 июня.

Зарегистрироваться можно двумя способами:

  • дистанционно на сайте РИКЗ;
  • очно в пункте регистрации.

Процедуру можно считать завершенной после оплаты и оформления документов при наличии пропуска.

Для записи с собой нужно взять документ, удостоверяющий личность (паспорт, ID-карту или пластиковую смарт-карту), вид на жительство, удостоверение беженца или справку, выдаваемую в случае утраты документа, удостоверяющего личность. Если по уважительной причине оригинал документа отсутствует, придется сделать его копию.

В 2023 году в Беларуси работало свыше 40 пунктов регистрации ЦТ.

Сроки сдачи экзаменов

В 2024 году изменились даты проведения важных испытаний. ЦТ и ЦЭ пройдут в единые сроки для всех, а не со значительным перерывом, как это было ранее. Так, абитуриенты уже сейчас могут обводить в календарях следующие дни:

  • 27 мая (понедельник) – ЦЭ по одному из двух профильных предметов на выбор, ЦТ для выпускников прошлых лет;
  • 30 мая (четверг) – ЦЭ по белорусскому или русскому языку, ЦТ по этим же предметам для выпускников прошлых лет;
  • 3 июня (понедельник) – ЦТ по профильному предмету (на выбор) для всех выпускников: как текущего, так и прошлых лет.

Напомним: абитуриенты, которые будут сдавать ЦЭ по двум предметам, имеют право зарегистрироваться на ЦТ всего по одному предмету. А вот выпускники прошлых лет, для которых ЦЭ не предусмотрен, могут проверить знания на ЦТ по трем предметам.

Сертификаты ЦЭ передадут в 144 пункта проведения 12 июня. До 13 июня документы поступят в отделы (управления) образования. А оформление аттестатов и выдача сертификатов участникам ЦЭ назначены на 14 июня (пятница). В этот же день в стране пройдут школьные выпускные вечера.

Кстати, на сайте Министерства образования опубликована памятка для участников ЦЭ. В ней, например, указано, что пользоваться калькулятором можно на лишь на экзаменах по химии и физике. При этом портативное электронное вычислительное устройство не может быть средством хранения, приема и передачи информации.

Сертификация ЦТ

Напомним, что организатором ЦТ и ЦЭ является РИКЗ. Не так давно на сайте учреждения опубликовали спецификации по всем учебным предметам, по которым в 2024 году будет проводиться ЦТ и ЦЭ.

Спецификация разработана по следующим предметам:

– русский язык;

– белорусский язык;

– физика;

– математика;

– химия;

– биология;

– английский язык;

– немецкий язык;

– испанский язык;

– французский язык;

– история Беларуси;

– обществоведение;

– география;

– всемирная история (новейшее время);

– китайский язык.

Задания для всех испытаний из единого банка заданий РИКЗ как во время репетиции, так и в период основных экзаменов выбирает специальная программа. А в спецификации, являющейся официальным документом, указано содержание и структура тестов. Здесь же можно ознакомиться с количеством заданий в одном варианте теста, а также с типами заданий, уровнями сложности и распределением заданий по ним. В отдельных документах по каждому предмету есть подробное описание тем, которые нужно повторить – они обязательно встретятся в тестах. Данная информация полезна не только абитуриентам и их родителям, но также репетиторам и учителям.

Кому можно не сдавать ЦТ

На некоторые специальности (не все!) в некоторых вузах (в основном региональных) абитуриентам можно не сдавать вступительный экзамен в виде ЦТ. Кто может не сдавать ЦТ:

  • медалисты школ и колледжей;
  • выпускники Национального детского технопарка;
  • выпускники профильных классов военно-патриотической направленности и военно-патриотических клубов,
  • целевики (нижний порог среднего балла аттестата – не ниже 7);
  • победители региональных университетских олимпиад.

Вступительная кампания для данной категории абитуриентов продлится, вероятнее всего, с 27 июня по 12 июля.

Понятие «экстерн» (пункт 1.12 статья 29 Кодекс Республики Беларусь об образовании)

1.12. экстерн – лицо, принятое (зачисленное) в государственное учреждение общего среднего образования для прохождения аттестации в порядке экстерната.

Понятие «экстернат» (пункт 2 статья 159)

Экстернат – процедура аттестации экстерна, которая выражается в выставлении экзаменационных отметок по учебным предметам, модулям типового учебного плана базовой школы при освоении содержания образовательной программы базового образования, типового учебного плана средней школы при освоении содержания образовательной программы среднего образования, по которым экстерн сдает экзамены, отметок по результатам прохождения итоговых испытаний по отдельным учебным предметам, модулям и (или) отметок из справки об обучении.

 Инструкция об аттестации в порядке экстерната (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 08.05.2022 № 234).

Допуск к аттестации в порядке экстерната

Решение о допуске лица к аттестации в порядке экстерната принимается структурным подразделением местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющим государственно-властные полномочия в сфере образования по месту жительства (месту пребывания) лица, на основании его заявления, заявления законного представителя несовершеннолетнего лица при предъявлении свидетельства о рождении или документа, удостоверяющего личность, справки об обучении (при наличии), свидетельства об общем базовом образовании (при наличии).

Аттестация в порядке экстерната проводится государственным учреждением общего среднего образования. Государственные учреждения общего среднего образования, которые проводят аттестацию в порядке экстерната, определяются структурным подразделением местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющим государственно-властные полномочия в сфере образования.

 Перечень предоставляемых документов:

заявление, заявление законного представителя несовершеннолетнего лица при предъявлении свидетельства о рождении или документа, удостоверяющего личность, справка об обучении (при наличии), свидетельство об общем базовом образовании (при наличии).

Срок предоставления документов – с 3 января по 25 апреля года аттестации в порядке экстерната.

После  25 апреля документы для принятия решения о допуске лица к аттестации в порядке экстерната принимаются отделом образования при наличии уважительных причин пропуска установленного срока подачи документов, подтвержденных документально (призыв на срочную военную службу или увольнение со срочной военной службы по истечении срока военной службы по призыву, служебная командировка, по состоянию здоровья, иные причины).


Аттестация в порядке экстерната проводится в мае – июле. При подаче заявления о допуске лица к аттестации в порядке экстерната после 25 апреля такая аттестация может проводиться в другой срок, определяемый отделом образования.

Срок прохождения аттестации в порядке экстерната по результатам освоения содержания образовательной программы средней школы должен совпадать со сроками прохождения итоговой аттестации.

Согласно постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 23.08.2022 № 278 «О перечне учебных предметов, по которым проводятся итоговые испытания, видах, формах и сроках проведения итоговых испытаний в 2022/2023 учебном году», по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования итоговые испытания для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы среднего образования, проводятся в виде централизованного экзамена в письменной форме по учебному предмету «Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору учащегося), по учебным предметам «Физика», «Математика», «Химия», «Биология», «Иностранный язык» (английский, немецкий, испанский, французский, китайский), «История Беларуси», «Всемирная история» (новейшее время), «География», «Обществоведение» (по выбору учащегося).

Учитывая, что итоговые испытания в учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического, среднего специального образования, проводятся в ином виде, экстерны по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования проходят два итоговых испытания в виде централизованного экзамена в письменной форме.

По учебным предметам, которые экстерн выбрал для прохождения централизованного экзамена, в аттестат об общем среднем образовании выставляется итоговая отметка, которая является средней арифметической итоговой отметки по данному учебному предмету из справки об обучении (если имеется), и отметки, полученной на централизованном экзамене. По остальным учебным предметам в аттестат об общем среднем образовании выставляются положительные итоговые отметки из справки об обучении.

Согласно Инструкции об аттестации в порядке экстерната, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 08.08.2022 № 234, заявление и документы для принятия решения о допуске лица к аттестации в порядке экстерната, предусмотренные частью первой пункта 3 статьи 159 Кодекса Республики Беларусь об образовании, подаются в структурное подразделение местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющего государственно-властные полномочия в сфере образования (далее – отдел (управление) образованием), с 3 января по 25 апреля.

Пунктом 18 Инструкции по организации и проведению централизованного экзамена, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11.07.2022 № 184, установлено, что регистрация участников централизованного экзамена осуществляется в период с 1 по 20 апреля – для участия в основные сроки проведения централизованного экзамена и в срок не позднее 3 календарных дней до проведения централизованного экзамена – в  резервные дни и иные сроки.

Таким образом, если гражданин, подавший документы на аттестацию в порядке экстерната, зачислен в учреждение образования и зарегистрирован в установленном порядке на прохождение централизованного экзамена до 20 апреля, то он пройдет централизованный экзамен в основные сроки (14 мая 2023 г., 21 мая 2023 г.).

Гражданин, который подал документы на аттестацию в порядке экстерната до 25 апреля, но не зарегистрирован в установленном порядке на прохождение централизованного экзамена до 20 апреля, централизованный экзамен будет проходить в резервные дни проведения централизованного экзамена в мае месяце (23 мая 2023 г., 25 мая 2023 г.).

При подаче заявления о допуске лица к аттестации в порядке экстерната после 25 апреля, централизованные экзамены он может пройти в резервные дни, совпадающие с датами проведения централизованного тестирования (как правило июль месяц), иные сроки (21 августа 2023 г., 23 августа 2023 г.)

Экстерну, успешно прошедшему аттестацию в порядке экстерната, выдается документ об образовании.

Организация экзаменов осуществляется на базе ГУО "Средняя школа № 1 г.Щучина", по адресу: г. Щучин, ул. Ленина, , тел. (8 01514) 75887, 75880.

Прием в учреждения высшего образования Республики Беларусь (далее – УВО) регулируется Правилами приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь   от 27 января 2022 г. № 23 в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 3 января 2023 г. № 2 (далее – Правила приема).

Согласно Правилам приема:

победители (дипломы I, II, III степени) третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, проведенной Министерством образования в учебном году, без вступительных испытаний зачисляются в региональные УВО, а также в УВО, независимо от места расположения, на наиболее востребованные экономикой специальности или, при наличии рекомендации педагогического совета учреждения образования, которое они окончили, на педагогические специальности, перечень которых установлен Министерством образования;

лица, имеющие аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью, или диплом о среднем специальном или профессионально-техническом образовании с отличием без вступительных испытаний зачисляются на наиболее востребованные экономикой специальности или, при наличии рекомендации педагогического совета учреждения образования, которое они окончили, на педагогические специальности, перечень которых установлен Министерством образования;

лица, имеющие диплом о среднем специальном образовании с отличием по направлению образования «Здравоохранение» и поступающим на специальности высшего образования по направлению образования «Здравоохранение», выставляется высший балл, установленный для оценки результатов профильного испытания по учебному предмету «Биология».

 

Министерством образования 14 августа принято постановление № 263 «О перечне учебных предметов, по которым проводятся итоговые испытания, видах, формах и сроках проведения итоговых испытаний в 2023/2024 учебном году».
Источник: https://pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2023/august/75223/ – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

По завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования итоговые испытания для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы среднего образования, проводятся в виде централизованного экзамена в письменной форме.

Для испытаний по физике, математике, химии, биологии, иностранному языку (английский, немецкий, испанский, французский, китайский), истории Беларуси, всемирной истории (новейшее время), географии, обществоведению (по выбору учащегося) определены:

  • основные сроки – 27 мая 2024 г.;
  • резервные дни и иные сроки – в даты проведения централизованного тестирования в резервные дни;
  • иные сроки – 19 августа 2024 г.

Даты испытаний по белорусскому или русскому языкам (по выбору учащегося) следующие:

  • основные сроки – 30 мая 2024 г.;
  • резервные дни и иные сроки – в даты проведения централизованного тестирования в резервные дни;
  • иные сроки – 21 августа 2024 г.


ПУНКТ РЕГИСТРАЦИИ И СДАЧИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ЭКЗАМЕНА В ЩУЧИНСКОМ РАЙОНЕ -

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ "СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 г.ЩУЧИНА" (Г.Щучина, ул.Советская, 35)

Целевики в этом году будут поступать по новым правилам. Для них разработан отдельный порядок приема. 

Что такое целевое направление?

Целевое направление предназначено для абитуриентов, которые хотят получить профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование. При этом не важно, где в нашей стране проживает этот абитуриент. С 1 марта 2022 г. заказчиками кадров для целевой подготовки могут быть любые организации.

Кто утверждаем места для целевого приема и где можно найти информацию об этом?

ПРИКАЗ МИНИСТРА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 24.05.2023 №265 "ОБ УСТАНОВЛЕНИИ КОЛИЧЕСТВА МЕСТ НА УСЛОВИЯХ ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В 2023 ГОДУ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ"

КОЛИЧЕСТВО МЕСТ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В 2023 ГОДУ НА УСЛОВИЯХ ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ

 

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 № 80 количество мест для получения высшего образования на условиях целевой подготовки специалистов утверждается по специальностям учредителями учреждений высшего образования по согласованию с Министерством образования, в том числе по сельскохозяйственным специальностям – до 60 процентов от контрольных цифр приема, по специальностям профиля образования «Здравоохранение» – до 50 процентов от контрольных цифр приема, по иным специальностям – до 40 процентов от контрольных цифр приема.

Ежегодно республиканские органы государственного управления, в подчинении которых находятся учреждения высшего образования, утверждают по согласованию с Министерством образования количество мест для получения образования на условиях целевой подготовки и доводят его до учреждений образования и заказчиков до 1 мая, а по педагогическим специальностям  – до 1 июня. После 1 мая (1 июня – для педагогических специальностей) на сайтах учредителей учреждений высшего и среднего специального образования размещается информация с указанием наименования специальности, количества мест и заказчика, с которым абитуриенты могут связаться. Получить целевое направление можно в организации, которая подает такие заявки. Узнать, кто является заказчиком можно на сайте соответствующего органа, в подчинении которого находится вуз.

На каких условиях поступают «целевики»?

Абитуриенты, которые имеют договор о целевой подготовке, участвуют в отдельном конкурсе, что позволяет им на более выгодных условиях конкурировать с иными абитуриентами. При этом не нужно забывать об обязательной отработке, которая составляет 5 лет. Поэтому взвесив для себя все доводы, абитуриент должен принять решение.

 

Без ЦТ, но с испытанием

Абитуриенты сдают один внутренний экзамен в вуз по первому профильному предмету. Итог вступительного испытания суммируется со средним баллом аттестата, таким образом выстраивается конкурс. Сдавать ЦТ в этом случае не надо. Меняются и сроки подачи документов: целевики делают это раньше всех — с 3 по 8 июня.  С 4 по 10 июня пройдут внутренние испытания, а уже к 13 июня станет известно, оказалась ли удача на стороне абитуриента.         

!!! Выпускник, поступающий на общих основаниях, будет готовиться к трем предметам: два — ЦЭ и один — ЦТ.

 Целевик может сделать упор на два предмета, выбрав для подготовки одну и ту же дисциплину как для ЦЭ, так и для сдачи внутреннего экзамена в высшее учебное заведение. Этапы вступительной кампании спланированы так, что те молодые люди, которые не пройдут на целевые места, смогут участвовать в общем конкурсе, поступив на бюджетное или платное обучение. Выпускнику, держащему данный сценарий в уме, в мае стоит зарегистрироваться на централизованное тестирование. Шансы на поступление таким образом можно увеличить в два раза.

Гарантированное рабочее место – главный бонус

Целевая форма предполагает наличие трех сторон: абитуриента, который желает обучаться по направлению и четко знает, где хочет работать; заказчика кадров; вуза или колледжа, который готовит соответствующего специалиста. При данной образовательной траектории студент учится бесплатно за счет средств бюджета. 

Какие существуют льготы для лиц, обучающихся (либо направленных на работу) на условиях целевой подготовки?

Есть льготы, общие для всех молодых специалистов:

- отдых продолжительностью 31 календарный день, а выпускникам, направленным для работы в качестве педагогических работников, - 45 календарных дней Отдых молодым специалистам предоставляется независимо от того, когда они имели последние каникулы в учебном заведении;

- денежная помощь. В соответствии с Положением о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утвержденным постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 22 июня 2011 г. № 821, денежная помощь выплачивается: молодым специалистам, а также выпускникам, указанным в пункте 5 статьи 84 Кодекса Республики Беларусь об образовании, – в размере месячной стипендии, назначенной им в последнем перед выпуском семестре (полугодии); молодым рабочим (служащим), получившим профессионально-техническое образование, – из расчета тарифной ставки (тарифного оклада), оклада;

- компенсации в связи с переездом на работу в другую местность В соответствии со ст. 96 Трудового кодекса Республики Беларусь выпускникам, которым место работы предоставлено путем распределения, выпускникам, направленным на работу, переезжающим в другую местность, возмещаются: 1) стоимость проезда работника, выпускника и членов их семей (муж, жена, дети и родители обоих супругов, находящиеся на их иждивении и проживающие вместе с ними) на тех же условиях, что и при направлении работника в служебную командировку; 2) расходы по провозу имущества железнодорожным, водным и автомобильным транспортом (общего пользования) в количестве до 500 килограммов на самого работника, выпускника и до 150 килограммов на каждого переезжающего члена семьи (по соглашению сторон могут быть оплачены расходы по провозу большего количества имущества); 3) суточные за каждый день нахождения в пути в соответствии с законодательством о служебных командировках; 4) единовременное пособие на самого работника, выпускника в размере его месячной тарифной ставки (тарифного оклада), оклада, должностного оклада по новому месту работы и на каждого переезжающего члена семьи в размере одной четвертой пособия на самого работника, выпускника (на молодых специалистов, направленных в порядке персонального распределения на работу в организации, расположенные в зонах радиоактивного загрязнения, распространяются дополнительные гарантии и компенсации);

- льготы по оплате труда. В соответствии с действующим законодательством в течение первых двух лет работы многим молодым специалистам осуществляются ежемесячные доплаты к заработной плате. Так, молодым специалистам с высшим и средним специальным образованием, принятым на работу в организации агропромышленного комплекса, в течение двух лет со дня заключения с ними трудового договора (контракта) установлены доплаты в размере 0,46 базовой ставки, устанавливаемой Советом Министров Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь  от 12.08.2013 г. № 353). В соответствии с  Инструкцией о порядке осуществления и размерах стимулирующих и компенсирующих выплат работникам бюджетных организаций, подчиненных Министерству образования, и бюджетных организаций, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам и относящихся к сфере деятельности Министерства образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 03.06.2019 №71, надбавки устанавливаются молодым специалистам: педагогическим работникам из числа выпускников, получивших высшее образование, включенных в банки данных одаренной и талантливой молодежи, направленным в бюджетные организации сферы образования, в течение двух лет с даты приема их на работу по распределению (направлению) в размере 45 процентов от оклада; педагогическим работникам из числа выпускников, получивших высшее и среднее специальное образование, направленным в бюджетные организации сферы образования, в течение двух лет с даты приема их на работу по распределению (направлению) в размере 30 процентов от оклада; молодым специалистам (за исключением педагогических работников) из числа выпускников, получивших высшее и среднее специальное образование, направленным в бюджетные организации сферы образования, в течение двух лет с даты приема их на работу по распределению (направлению) в размере до 20 процентов (включительно) от оклада. Конкретный размер надбавки устанавливается руководителями бюджетных организаций сферы образования;

- жилищные льготы и льготные кредиты (для отдельных категорий граждан).

Кроме того, в соответствии с законодательством областные, Минский городской исполнительные комитеты, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, наниматели принимают меры по созданию условий для закрепления на рабочих местах молодых специалистов, молодых рабочих (служащих).

Молодым специалистам, молодым рабочим (служащим) областные, Минский городской Советы депутатов, наниматели в соответствии с законодательством могут устанавливать денежную помощь, выделять средства в целях компенсации затрат на наем жилых помещений. Таким образом, наниматели могут предоставлять жилые помещения либо компенсировать затраты на их наем. При наличии финансовых возможностей, студентам, обучающимся на условиях целевого договора, могут быть предоставлены доплаты в период обучения.

Может ли быть расторгнут «целевой» договор и на каких условиях?

Обязательный срок работы для таких молодых специалистов составляет 5 лет. Договор о целевой подготовке в период обучения может быть расторгнут. В период получения образования договор может быть расторгнут при наличии следующих оснований:

установление гражданину, не достигшему 18-летнего возраста, инвалидности;

установление гражданину инвалидности I или II группы;

установление одному из родителей или мужу (жене) гражданина инвалидности I или II группы или инвалидности ребенку гражданина;

возникновение медицинских противопоказаний к работе по получаемой специальности (направлению специальности, специализации) и присваиваемой квалификации;

ликвидация заказчика;

досрочное прекращение образовательных отношений по обстоятельствам, не зависящим от воли гражданина, учреждения образования.

При этом  гражданин, с которым договор расторгнут в период получения образования по таким основаниям вправе продолжить обучение в учреждении образования на основании договоров о подготовке специалистов (рабочих, служащих) за счет средств республиканского (местного) бюджета или на платной основе.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

14 августа 2023 г. № 263

 

О перечне учебных предметов, по которым проводятся итоговые испытания, видах, формах и сроках проведения итоговых испытаний в 2023/2024 учебном году

На основании части второй пункта 3 и части второй пункта 4 статьи 161, части второй пункта 1 статьи 178, части второй пункта 1 статьи 194, части второй пункта 1 статьи 280 Кодекса Республики Беларусь об образовании Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1.  Установить, что в 2023/2024 учебном году:

              по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования итоговые испытания в виде выпускного экзамена:

                    проводятся   в основные   сроки –   с 3   по 10 июня   2024 г.,   в иные   сроки – с 19 по 26 августа 2024 г. для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы базового образования, по следующим учебным предметам:

«Белорусский язык» – изложение в письменной форме;

«Русский язык» – изложение в письменной форме;

«Математика» – контрольная работа в письменной форме;

«История Беларуси» – по билетам в устной форме;

                    для учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения, трудностями в обучении, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, проводятся по следующим учебным предметам:

«Белорусский язык»;

«Русский язык»;

«Математика»;

«История Беларуси»;

                    для учащихся второго отделения специальной школы, специальной школы- интерната для обучающихся с нарушением слуха, учащихся специальной школы, специальной школы-интерната для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, осваивающих содержание образовательной программы   специального   образования на уровне общего среднего образования, проводятся по следующим учебным предметам:

«Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору учащегося);

«Математика»;

«История Беларуси»;

              по    завершении    обучения    и воспитания   на III   ступени    общего    среднего образования итоговые испытания:

                    для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы среднего образования, проводятся в виде централизованного экзамена в письменной форме:

по     учебным     предметам     «Физика»,    «Математика»,     «Химия»,     «Биология»,

«Иностранный язык» (английский, немецкий, испанский, французский, китайский),

«История     Беларуси»,     «Всемирная     история»     (новейшее     время),     «География»,

«Обществоведение» (по выбору учащегося) в основные сроки – 27 мая 2024 г., резервные дни и иные сроки – в даты проведения централизованного тестирования в резервные дни, иные сроки – 19 августа 2024 г.;

по учебному предмету «Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору учащегося) в основные сроки – 30 мая 2024 г., резервные дни и иные сроки – в даты проведения централизованного тестирования в резервные дни, иные сроки – 21 августа 2024 г.;

                    для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, за исключением

учащихся с нарушением слуха, нарушениями зрения, нарушениями функций опорно- двигательного аппарата, проводятся в виде централизованного экзамена по учебным предметам, указанным в абзацах втором и третьем подпункта 1.2.1 настоящего пункта;

  • для учащихся с нарушением слуха, нарушениями зрения, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, могут проводиться в виде централизованного экзамена или выпускного экзамена по учебным предметам, указанным в абзацах втором и третьем подпункта 2.1 настоящего пункта;
  • для учащихся гимназии –    колледжа    искусств    по завершении    обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования наряду с учебными предметами, указанными в абзацах втором–пятом подпункта 1.1.1 и в абзацах втором и третьем подпункта 1.2.1 настоящего пункта, обязательным является выпускной экзамен по выбору по одному из учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусства, который проводится в практической форме;
  • для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы среднего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно- воспитательных учреждениях, в государственных учреждениях образования (филиалах государственных учреждений образования), находящихся на территории исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, республиканских унитарных производственных предприятий, подчиненных Департаменту исполнения наказаний Министерства внутренних дел, лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел, содержащихся под стражей в следственном изоляторе, под стражей в исправительном учреждении, итоговые испытания по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования по учебным предметам, указанным в абзацах втором и третьем подпункта 1.2.1 настоящего пункта, могут проводиться в виде централизованного экзамена или выпускного экзамена.

Выпускной   экзамен    по учебным    предметам    проводится    в основные    сроки – с 3 по 10 июня 2024 г., в иные сроки – с 19 по 23 августа 2024 г. в следующих формах:

«Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору учащегося) – изложение в письменной форме;

«Математика» – контрольная работа в письменной форме;

по иным учебным предметам (по выбору учащегося) по билетам в устной форме;

  • для учащихся, курсантов по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования при освоении содержания образовательных программ профессионально-технического образования и среднего специального образования итоговые испытания проводятся в виде выпускного экзамена по следующим учебным предметам:

«Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору учащегося) – изложение в письменной форме;

«Математика» – контрольная работа в письменной форме.

  1. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

 

Министр                                                                                                                        А.И.Иванец

Статья 165. Итоговая аттестация учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования

 

1. Итоговая аттестация проводится по завершении учебного года, обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования.

2. Итоговая аттестация по завершении учебного года выражается в выставлении отметок за год (годовых отметок) с учетом результатов промежуточной аттестации в текущем учебном году.

3. Итоговая аттестация по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования выражается в выставлении итоговых отметок по учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены, с учетом годовой и экзаменационной отметок.

4. Перечень учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, формы проведения выпускных экзаменов ежегодно до начала учебного года устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь.

5. Учащиеся по медицинским и иным основаниям могут быть освобождены от выпускных экзаменов. Перечень заболеваний, которые являются медицинским основанием для освобождения учащихся от выпускных экзаменов, определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Иные основания освобождения учащихся от выпускных экзаменов устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь. В случае освобождения учащихся от выпускных экзаменов итоговая аттестация осуществляется на основании годовых отметок.

6. К итоговой аттестации допускаются учащиеся, выполнившие учебные планы и учебные программы.

7. Результаты итоговой аттестации учащихся оцениваются отметками в баллах по десятибалльной шкале, в том числе отметкой 0 (ноль) баллов, либо отметками «зачтено», «не зачтено», «не аттестован(а)» или делаются записи «освобожден(а)», «не изучал(а)». Положительными являются отметки от 1 (одного) до 10 (десяти) баллов, «зачтено» и записи «освобожден(а)», «не изучал(а)».

8. Учащимся, не прошедшим итоговую аттестацию в установленный срок по уважительной причине, предоставляется право прохождения итоговой аттестации в другой срок.

9. Учащимся, не прошедшим итоговую аттестацию в установленный срок без уважительных причин или получившим по ее результатам отметки 0 (ноль) баллов, «не зачтено», «не аттестован(а)», предоставляется право прохождения итоговой аттестации в другой срок.

10. Порядок проведения итоговой аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования определяется Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования.

Централизованный экзамен (ЦЭ) — что это такое?

Данная форма выпускного школьного экзамена станет совершенно новой для системы образования Беларуси.

К тому же ЦЭ будет одновременно и вступительным испытанием, если выпуск панирует поступать в УВО (вуз).

По словам начальника Главного управления профессионального образования Министерства образования Беларуси Сергея Касперовича, «здесь важно знать, что фактически, помимо оценок в аттестате, будет возможность получить сертификаты по этим двум предметам».

 

Какие предметы нужно будет сдавать на ЦЭ?

В рамках ЦЭ выпускники должны будут сдать два учебных предмета — русский или белорусский язык (на выбор) и один из профильных учебных предметов (или 1-й, или 2-й).

 

Где, когда и как ЦЭ будет проходить?

Планируется, что экзамен будет проводиться в середине мая!

По словам Сергея Касперовича, выпускников 11-х классов организованно привезут в пункты тестирования (примерно те же вузы и колледжи, где сейчас проводится ЦТ, только в большем количестве — прим. KudaPostupat.by), затем будет проведено распределение по аудиториям, где каждому участнику ЦЭ раздадут задания и бланки ответов.

По окончании экзамена бланки с ответами фельдъегерская служба доставит в РИКЗ (такая же процедура, как и при проведении ЦТ).

После завершения проверки (чиновники обещают, что это займет всего несколько дней) результаты сообщат школьникам, а баллы выставят в школьные аттестаты.

 

Какие баллы будут считаться положительными (пороговыми/минимальными) на ЦЭ?

По словам С. Касперовича, централизованный экзамен будет считаться сданным в любом случае. Оценки будут выставляться по 100-балльной системе.

Минимальные/пороговые баллы будут установлены лишь для тех, кто будет планировать поступать в вузы, и будут соответствовать прошлогодним для ЦТ.
 

♦ Выпускной экзамен в формате ЦЭ будут сдавать 52904 выпускника 11-х классов Беларуси.

♦ Все учащиеся каждой школы будут писать ЦЭ в одном пункте.

♦ Всего предусмотрено более 90 пунктов (вузов и колледжей) ЦЭ.

♦ В состав организационных комиссий для проведения ЦЭ войдут около 11000 педагогов.

♦ Допускаются к прохождению ЦЭ все выпускники школ, имеющие положительные годовые отметки по учебным предметам.

♦ В тесты ЦЭ включены задания базового уровня сложности школьной программы.

♦ Пороговых отметок на ЦЭ не предусмотрено, однако для подачи сертификатов в приемную комиссию такое понятие сохраняется, цифры будут соответствовать прошлогодним, как для ЦТ. Изменений не планируется.
Подробнее читайте в нашем материале: Минимальные (пороговые) баллы ЦТ-2022 останутся на уровне прошлых лет.

♦ Сертификаты ЦЭ будут действительны в течение 2-х лет так же, как и сертификаты ЦТ.

 

Кого могут освободить от сдачи ЦЭ?

От сдачи ЦЭ могут быть освобождены только победители третьего (областного, Минского городского) и заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам.

  •  Победители третьего этапа республиканской олимпиады по учебным предметам освобождаются от одного централизованного экзамена – по учебному предмету, по которому учащийся стал победителем. В аттестат об общем среднем образовании по этому предмету выставляется 10 баллов.
  •  Победители заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам освобождаются от всех централизованных экзаменов. В аттестат об общем среднем образовании по учебным предметам, по которым учащийся стал победителем, выставляется 10 баллов; по остальным предметам – годовая отметка.

 

 

График ЦЭ (централизованного экзамена) в 2023г.

Основные дни

  •  14.05.2023 (воскресенье) — русский или белорусский язык
  •  21.05.2023 (воскресенье) — профильный предмет (на выбор)

 

Резервные дни

Предусмотрено 3 этапа (в зависимости от возможностей абитуриентов):

  •  I этап — 23 мая 2023г. – «Русский язык», «Белорусский язык»; 25 мая 2023 г. – предмет по выбору;
  •  II этап — в июле 2023г. (даты будут определены дополнительно и совпадут с резервными днями ЦТ);
  •  II этап — 21 августа 2023г. – «Русский язык», «Белорусский язык»; 23 августа 2023 г. – предмет по выбору.
     

♦ Организация регистрации на ЦЭ и доставки абитуриентов в пункты проведения ЦЭ возлагаются на органы местной власти и администрацию УО.

будет известно в мае 2023 года

Советы психолога: как успешно сдать экзамены

Экзамены — это всегда волнение и переживания… Как пережить этот непростой период с наименьшими «потерями» для психического и физического здоровья?

Во-первых, лучше воздержаться от приема успокоительных средств и медикаментов — они тормозят мозговую деятельность и мешают сконцентрироваться, тем более реакция может быть полностью противоположной: начнут трястись руки-ноги, в голове — туман. Химия — это химия, и никогда не знаешь, как она сработает в сочетании с недосыпанием и волнением; лучше медикаменты заменить полноценным здоровым сном (юноши — 7–8 часов, девушки — 8–9 часов) и пешими прогулками на свежем воздухе. Сбалансированный режим труда и отдыха поможет восстановить физические и психические силы организма. Также во время подготовки к экзамену каждый час можно делать гимнастические упражнения, это поможет снять напряжение в мышцах и придаст силы для усвоения новой информации.

Во-вторых, полноценное питание. Пища должна быть богата белком: например, на завтрак творог и сметана, а также два раза в неделю яйцо в смятку. Обед может состоять из супа и мяса (75–100 г) с овощами, а на ужин — рыба или курица и сметана. Белок, содержащийся в этих продуктах, будет питать головной мозг. Следовательно, воспринимать и запоминать информацию будет легче. Также следует обогатить и разнообразить пищу витаминными продуктами — овощами (капуста, морковь) и фруктами (бананы, апельсины, грейпфруты). Они помогут зарядиться бодростью и положительной энергией. Весьма полезным в этот период будет употребление в пищу различных каш. Они богаты витаминами и микроэлементами, которые активизируют мозговую деятельность.

В-третьих, перед самим экзаменом можно съесть пару долек шоколада — это поможет сконцентрироваться на задании. А еще шоколад является отличным антидепрессантом: он и вкусный, и полезный, и со стрессом помогает справиться.

 Как известно, вступительные испытания выпадают на самый жаркий месяц лета, поэтому на экзамен нужно взять бутылочку простой питьевой воды. Лучше воздержаться от употребления минеральной и сладкой газированной воды, они лишь временно утоляют жажду.

 Немаловажным является выбор одежды для экзамена. Лучше отдавать предпочтение светлым пастельным тонам — они придают уверенность в собственных силах и не раздражают глаза, в то время как яркие наряды будут отвлекать как экзаменатора, так и самого студента. К тому же одежда не должна стеснять движений, узкая и облегающая будет создавать неудобства и не позволит сосредоточиться на задании.

Как вести себя на экзамене.

 Экзамен - это всегда стресс. Но что нам мешает с ним справиться? Подготовка к ответу на устном экзамене - это сложный и важный этап. От того, что вам удастся вспомнить, во многом будет зависеть ваша оценка. Если у вас хорошая зрительная память, и вы хорошо подготовились к экзамену, то страница учебника сама всплывёт перед глазами. Нужно только сосредоточиться и непременно успокоиться. Если вы взволнованы, то закройте глаза, расслабьтесь, вспомнив на минуту что-либо смешное или приятное.

Итак, очередная порция советов.

  1. После того, как вы придёте в рабочее состояние, внимательно прочитайте вопросы. Не отчаивайтесь и не пугайтесь, если в первую минуту вам покажется, что вы вообще ничего не знаете. Такое бывает со многими. Активное припоминание - трудный и сложный процесс. Начинайте с того, что знаете. Если какой-то вопрос вы знаете хорошо, то начинайте с него. При подготовке к ответу на него вы подсознательно будете припоминать остальные вопросы. И ничего страшного, если вы что-то не можете вспомнить совсем. В конце концов, обладая обширными знаниями о предмете, до многого можно додуматься самостоятельно.
  2. Фиксируйте самое основное. Делайте записи или составьте план ответа. Для того чтобы при ответе ваши знания были последовательными, оставляйте свободное место для тех деталей, которые вы припомните позднее. Если никак не удаётся вспомнить какое-то определение, формулу - пропустите место и вернитесь к этому позднее. Помните: никогда не ходите отвечать с чистым листком, даже если вы суперотличник. Записи помогают и вам и экзаменатору, если нужно сделать выбор.
  3. Только факты. Помните: ответ должен содержать факты и ценную информацию. Переливая "воду" вы рискуете утонуть или "поплыть"... Известно, что несколько конкретных цифр, деталей, фактов оказывают гораздо более глубокое воздействие на собеседника, чем пространные рассуждения по всей теме ответа.
  4. Наблюдайте за экзаменатором. Перед тем, как идти отвечать, вы должны обязательно понаблюдать за экзаменатором: каковы его реакции и степень их проявления, насколько он доброжелателен или наоборот - раздражен, что он вообще за человек. Эта информация вам очень пригодиться при ответе.
  5. Если вы уже закончили подготовку и твердо знаете, что больше ничего по этому вопросу не вспомните, то отдохните. Посмотрите по сторонам, понаблюдайте, как отвечает предыдущий студент. Может быть, в его ответе вы услышите то, что может пригодиться вам. Дело в том, что содержание вопросов, особенно по общественным дисциплинам, очень сильно пересекается, иногда бывает достаточно послушать своего предшественника, чтобы значительно обогатить свой ответ.
  6. Отдельно хочется сказать о шпаргалках. Конечно, списывать со шпаргалки весь текст буква в букву вам вряд ли удастся, но иногда бывает, что нужно разок "одним глазком" заглянуть в нее. Так случается, если вы твердо уверены, что этой формулы вы не запомнили и поэтому специально записали ее на шпаргалк. Тут каждый действует на свой страх и риск, тем более что экзаменатор, как правило, все видит. Поэтому на всякий случай запомните: после того, как вы "одним глазком" заглянете в шпаргалку, у вас будут трястись руки и смешиваться все в голове, по крайней мере, минут десять. Дело в том, что списывание со шпаргалки - чрезмерно стрессовая ситуация. Объем непосредственной памяти при этом резко уменьшается, и в итоге приходится переписывать едва ли не каждое слово, то и дело заглядывая в шпаргалку. Не заметить такого поведения студента экзаменатор просто не в состоянии.

А если экзамен письменный, например тестирование? Как вести себя в таком случае?

Приведем несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования.

  1. Сосредоточьтесь! Торопитесь не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество ответов.
  2. Начните с легкого! Начните отвечать на те вопросы, в знании которых нет сомнений. Так вы освободитесь от нервозности, и вся энергия будет направлена на более трудные вопросы.
  3. Пропускайте! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми вы обязательно справитесь.
  4. Читайте задание до конца! Иначе можно совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
  5. Думайте только о текущем задании!
  6. Исключайте! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят.
  7. Оставьте время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

 В любом случае, как бы не прошел процесс подготовки к экзамену, важен положительный настрой. Ведь любые вершины покоряются, верно? Удачи!

Побеждает лишь тот, кто верит.

 Если ваша вера крепка, она поможет не только вам, но и другим.

Помните: главная фигура в любой критической ситуации на экзамене - это вы. Пусть вашим девизом будут слова: «Я могу лишь приобрести, но отнюдь не потерять».

Как лучше подготовиться к сдаче экзаменов (рекомендации учащимся)

Как вести себя во время экзаменов

Одежда должна быть спокойных тонов.

Постарайтесь избегать чересчур ярких, кричащих цветовых сочетаний в одежде, слишком вызывающих деталей костюма, чтобы не спровоцировать отрицательных эмоций у людей, с которыми предстоит вступить в контакт во время экзамена. Всегда помните о чувстве меры. Ничего лишнего! А вот после экзамена — все что хотите. 

 


Рекомендации по поведению до и в момент экзамена

1. За день до начала экзамена постарайся ничего не делать. Если ты чего-то не доучил, лучше не пытайся. «Перед смертью не надышишься». Отдыхай, развлекайся и постарайся забыть о предстоящем экзамене.

2. Перед экзаменом обязательно хорошо выспись.

3. И вот ты перед дверью класса. Успокойся! Скажи несколько раз: «Я спокоен! Я совершенно спокоен». Иди отвечать в первых рядах. Чем дольше ты не будешь заходить и оставаться в окружении переживающих одноклассников, тем больше будет нагнетаться напряжение, чувство неуверенности, страха.

4. Приведи в порядок свои эмоции, соберись с мыслями. 
5. Смело входи в класс с уверенностью, что все получится. 
6. Сядь удобно, выпрями спину. Подумай о том, что ты выше всех, умнее, хитрее и у тебя все получится. Сосредоточься на словах «Я спокоен, я совершенно спокоен». Повтори их не спеша несколько раз. Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение. В завершение сожми кисти в кулаки.

7. Выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения: 

— сядь удобно, 

— глубокий вдох через нос (4–6 секунд),

— задержка дыхания (2–3 секунды).

8. Слушай внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов об оформлении тестирования. Тебе все объяснят: как заполнить бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д. 

9. Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют только часы, регламентирующие время выполнения теста, и бланк с заданием. Торопись не спеша. Читай задания до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймешь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам. 

10. Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах на которые ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдешь в рабочий ритм. В любом тесте есть вопросы, ответы на которые ты прекрасно знаешь, только соберись с мыслями. 

11. Когда приступаешь к новому заданию, забудь все, что было в предыдущем, — как правило, задания в тестах не связаны друг с другом. 
12. Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят. 

13. Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься своей интуиции!

14. Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки. 
15. Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Ведь тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, а для хорошей оценки достаточно одолеть 70% заданий.                                    


Поведение во время ответа

Если экзаменатор — человек энергичный, то твой вялый, тихий ответ с большим количеством пауз может его разочаровать. 

Если же экзаменатор — человек спокойный, уравновешенный, ты рискуешь вызвать у него неосознанное неудовольствие слишком оживленной мимикой, жестикуляцией и громким голосом. 
Никогда не забывай о необходимости соблюдения чувства меры. Ничего лишнего!


Подготовка к экзамену

1. Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи учебники, тетради, карандаши и т.п. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность.

2. Составь план занятий. Для начала определи, кто ты - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. 3. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы.

3. Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен.

4. Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут перерыва. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.

5. Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге.

6. Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.

7. Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.


Психологические приёмы для снятия напряжения

1. Рационализация предстоящего события, т.е. его многократное, детальное осмысление для создания ощущения привычности. Дело в том, что негативные эмоции возникают, прежде всего, там, где высока степень неопределенности процесса и исхода значимого для человека события. Метод рационализации как раз и уменьшает эту неопределенность.

2. Метод имитационных игр. Смысл подобных игр состоит в практическом проигрывании своих ролей участниками будущих событий. Это своеобразные репетиции перед спектаклем. Чем их больше и чем тщательнее они проведены, тем больше уверенность в успехе.

3. Метод избирательного позитивного вспоминания заключается в анализе прошлых событий собственной жизни, которые закончились удачей. Необходимо детально вспомнить наибольшее число таких ситуаций во время подготовки к экзаменам – и психика заполнится положительным опытом.

4. Метод «Позитивные установки». Если вы поймали себя на том, что вами овладевает тревога, что в голову лезут панические мысли о предстоящем провале, немедленно скажите себе: «Стоп!» Это слово должно быть произнесено резко, желательно вслух. После этого сосредоточьтесь на своем дыхании: сделайте глубокий вдох – медленный выдох, глубокий вдох – медленный выдох. И так несколько раз. Далее следите за тем, чтобы заменять свои негативные мысли на позитивные.


Тактика ответа

Сдача экзамена предполагает не только знание предмета, но и умение его преподнести. Тактика ответов на экзамене – дело индивидуальное. Психологи  выделили несколько типов ответов:

1. "Кавалерийская атака" предполагает быстрый поток информации, который по интенсивности должен все время нарастать. Высокой скоростью ответа, минимальными паузами человек демонстрирует не только безграничность своих знаний, но и уважительное отношение к времени экзаменатора. В идеале отвечающего должны остановить и поставить заслуженное "отлично".

2. "Свободный  полет". Отвечающий садиться перед экзаменатором, откладывает листок с ответом в сторону и, не заглядывая в него, начинает ответ. Как правило, это производит хорошее впечатление. Данный тип ответа можно использовать при очень хорошем знании предмета.

3. "Доклад" – это самый невыгодный тип ответа. Сдающий экзамен, не сводя глаз  с листка, просто зачитывает свои записи. По мнению многих преподавателей, такой тип ответа говорит о том, что сдающий свободно не владеет материалом.

4. "Эффектная концовка". Если не удалось завязать диалог с экзаменатором и добиться того, чтобы он сам остановил поток вашей речи и поставил "отлично", ответ придется заканчивать самостоятельно. Удачная цитата и глубокие выводы – вот основные особенности окончания ответа в этом варианте.


Что делать, если...

  • ...вдруг обнаружилось, что тебе попался вопрос, по которому ты можешь сказать совсем немного. Не впадай в панику, а сразу начинай записывать всё, что когда-либо слышал по этому поводу. В процессе написания в голову могут прийти какие-либо мысли, и ты, возможно, вспомнишь что-нибудь из пройденного в классе.
  • ...вообще ничего не знаешь, не говори об этом экзаменатору, а говори хоть что-нибудь, типа: "Прежде, чем рассказывать о творчестве Пушкина, надо поговорить о принципах поэтического творчества вообще..." Хотя, конечно же, лучше играть по правилам.
  • ...на полуслове ты забыл, о чём надо говорить. Прежде всего, не "теряй голову". Сохрани спокойствие, хотя бы внешнее. Повтори последнюю фразу, а потом попробуй перефразировать свою мысль.
  • ...тебя не слушают. Не воспринимай это на свой счёт, просто продолжай свой ответ, как если бы ты этого не заметил.
  • ...экзаменатор в резкой и неприятной форме перебивает тебя. Отвлекись от этого, ни в коем случае не показывай обиду. Самое эффективное – сохрани чувство собственного достоинства и с достоинством держись.
  • ...тебе поставили отметку ниже той, на которую ты рассчитывал. Не вступай в спор, не доказывай. Во время вступительных экзаменов воспользуйся правом на апелляцию.
свернуть

Рекомендации старшеклассникам

1. Придерживайтесь основного правила: «не теряй времени зря». Перед началом подготовки к экза­менам необходимо просмотреть весь материал и отложить тот, что хорошо знаком, а начинать учить незнакомый, новый.

2. Используйте время, отведенное на подготовку, как можно эффективнее. Новый и сложный матери­ал учите в то время суток, когда хорошо думается, то есть высока работоспособность. Обычно это утрен­ние часы после хорошего отдыха.

3. Подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и пр. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.

4. Начинай готовиться к экзаменам заранее, по­немногу, по частям, сохраняя спокойствие. Составь план занятий. Составляя план на каждый день под­готовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного по­занимаюсь», а какими именно разделами и темами займусь. А также необходимо определить время за­нятий с учетом ритмов организма.

5. К трудно запоминаемому материалу необходи­мо возвращаться несколько раз, просматривать его в течение нескольких минут вечером, а затем еще раз — утром.

6. Очень полезно составлять планы конкретных тем и держать их в уме («план в уме»), а не зазубривать всю тему полностью «от» и «до». Можно также прак­тиковать написание вопросов в виде краткого, тезисного изложения материала.

7. Заучиваемый материал лучше разбить на смыс­ловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи. Смысловые куски материала необхо­димо укрупнять и обобщать, выражая главную мысль одной фразой. Текст можно сильно сократить, пред­ставив его в виде схемы типа «звезды», «дерева», «скобки» и т.п. При этом восприятие и качество за­поминания значительно улучшаются за счет боль­шей образности записи.

8. Пересказ текста своими словами приводит к луч­шему его запоминанию, чем многократное чтение, поскольку это активная, организованная целью ум­ственная работа. Вообще говоря, любая аналити­ческая работа с текстом приводит к его лучшему запоминанию. Это может быть перекомпоновка ма­териала, нахождение парадоксальных формулиро­вок для него, привлечение контрастного фона или материала и др.

9. Всегда, а во время подготовки к экзаменам осо­бенно, заботьтесь о своем здоровье. В это время нужно хорошо и вовремя питаться (соблюдайте ре­жим). Не забывайте о прогулках и спортивных раз­влечениях, делайте перерывы, активно отвлекай­тесь. Хорошо отдыхайте — сон вам необходим. Ни в коем случае не засиживайтесь допоздна перед экзаменом!

10. Ежедневно выполняйте упражнения, которые способствуют снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.

свернуть