Министерство образования Республики Беларусь
Отдел образования Щучинского райисполкома
Государственное учреждение образования
"Первомайская средняя школа" Щучинского района
12. Ученик всегда в обучении должен преодолевать трудность. Ибо только в трудности развиваются способности, необходимые для их преодоления
Методические рекомендации молодому учителю
Пристально посмотрите на ученика. Он знает, что он делает. И знает, что я знаю, что он делает. И он знает, что этот взгляд означает «хватит». Пристальный взгляд (без осуждения) - это все внимание, которое он «выручил» за свою проделку. Никаких слов - только взгляд.
Физическое приближение - это так же инструмент, помогающий минимизировать поведение, направленное на привлечение внимания. Продолжая вести урок, просто подойдите и станьте рядом с учеником. Без контакта глазами и без слов. Дети поймут, что делают что-то не так, при этом делать это рядом с учителем не так-то и удобно.
Этот прием позволяет одновременно дать минимальное внимание «в награду» за демонстративное поведение и рекомендовать ученику присоединиться к тому, что вы объясняете. Учитель делает это, периодически вставляя имя ученика в контекст урока: «Таким образом, квадрат гипотенузы, Вова, равен сумме ...».
С некоторыми из учеников можно договориться о прекращении их шалостей на уроках. Стоит попробовать один-на-один поинтересоваться, что нужно сделать вам, учителю, чтобы ученик спокойно сидел во время объяснения вами материала другим детям. Может случиться, что вы договоритесь с учеником о «секретном сигнале», который вы будете иногда подавать учащемуся, когда нужно будет сосредоточиться на работе. Быть может это будет подмигивание, или характерный жест руками и т.д. ребенок сам может предложить какой-либо жест, и для него это будет означать, что вы «играете по его правилам».
Учеников, которые не встают в начале урока, приветствуя учителя, можно заставить простоять весь урок; ученики, которые постоянно болтают, пускай весь урок пересказывают, объясняют или читают новый материал.
Старый испытанный способ. Когда кто-то из учеников или весь класс стал неуправляемым, просто поверните выключатель, подождите тишины несколько мгновений. Верните все обратно, можно даже поблагодарить учащихся за внимание, которое они вам уделили и продолжите урок.
Этот прием основывается на рефлексах. Тихий голос заставляет учащихся непроизвольно прислушиваться и отвлекает их от нарушения дисциплины, обращая внимание на шепот говорящего. Можно и наоборот: резко, неожиданно для всех, но очень спокойно повысить голос и сразу же вернуться к обычной интонации. Помните, что больше всего ученики не любят учителей, «которые орут». Когда мы говорим с ними спокойно, они делают то же самое.
Прием лучше срабатывает в 1-6 классах, когда ученики нарушают дисциплину, повернитесь к стене (или. портрету ученого, писателя} и. начните громко монопог. «Уважаемая стена, ты не поверишь, что происходит в моем классе сейчас: одни выкрикивают ответы, не подняв руки, другие сидят ко мне спиной. А видишь ли ты ученика, пускающего самолетики? Как ты считаешь, что случилось с таким замечательным классом сегодня?» Обратив внимание учащихся на свою шутку, вы сможете спокойно продолжить урок.
Ученики знают, что учитель в школе, чтобы учить. Когда вы прерываете урок и «ничего не делаете» несколько минут, вы посылаете ученикам впечатляющий сигнал о том, что пора прекратить такое поведение. «Ничего не делать» можно стоя у доски или присев у стола.
«Дайте мне знать, когда будете готовы продолжать урок» - вот все, что иногда можно будет сказать. Даже если кто-то из учеников и не заметит вашего молчания и бездействия, на это внимание ученика быстро обратит весь класс, весомо дав понять, что он один не слушал учителя.
«Саша, собери, пожалуйста, сочинения», «Маша, помоги мне снять таблицу с доски» и т.д. Только не используйте этот прием часто, но как единовременная мера он работает хорошо.
Шаги |
Цели |
Действия родителя |
Шаг! Распознание и определение конфликта |
Вовлечь ребенка в процесс решения проблемы |
Четко и немногословно сообщить ребенку, что имеется проблема, которая нуждается в решении. Дать понять, что сотрудничество ребенка необходимо |
Шаг 2. Выработка возможных альтернативных решений |
Собрать как можно больше вариантов решения |
Узнать решения детей (свои можно добавить позже), не оценивая и не принижая предложенные решения. Настаивать на выдвижении как можно большего числа альтернатив |
ШагЗ. Оценка альтернативных решений |
Активизировать ребенка на высказывания по поводу различных решений, сообщить свое мнение по каждому варианту |
Предложить ребенку высказаться, какие из этих решений выглядят лучше, чем остальные |
Шаг 4. Выбор наиболее приемлемого решения |
Принять окончательное решение |
Узнать, что думает ребенок о каждом оставшемся решении. Добиться того, чтобы каждый обязался выполнить свою часть договора. Если решение состоит из нескольких пунктов, желательно зафиксировать их на бумаге |
Шаг 5. Выработка способов выполнения решения |
Спланировать процесс претворения в жизнь принятого |
Вынести на обсуждение вопросы типа «Когда начнем?», «Кто будет следить за временем?», «Каковы будут критерии качества выполняемой работы?» и т. п. |
Шаг 6. Контроль и оценка результатов |
Способствовать реализации решения. Выявить обстоятельства, требующие пересмотра принятого решения |
Интересоваться у ребенка, по-прежнему ли он доволен принятым решением и его результатами. Сообщать о своих чувствах и мыслях (они могут изменяться) по поводу результатов решения. Пересмотр или корректировка решения, если это потребуется |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АКТИВНОМУ СЛУШАНЬЮ
Активное слушанье помогает установлению доверительных отношений и показывает ученику, что вы его слушаете, слышите и понимаете. Используется тогда, когда негативные чувства возникают у ребенка и он пытается их выразить вам. Ваша правильная реакция - залог успешного и бесконфликтного взаимодействия. Активное слушание:
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ Я-ВЫСКАЗЫВАНИЙ
Я-высказывания больше похожи на информацию к размышлению, чем на обвинения, унижения или оскорбления. Они позволяют делать замечания, не осуждая при этом ученика, и утверждать себя таким образом, чтобы при этом никто не чувствовал себя победителем или побежденным, виноватым или невиновным. Используются я- высказывания тогда, когда негативные чувства возникают у педагога, и позволяют честно и в мягкой форме сказать учащимся о том, как на них отражается поведение детей. Формулируйте
первая часть содержит объективное описание плохого поведения, которое имеет место здесь и сейчас: «Когда ты шепчешься с Леной во время объяснения ...»;
вторая часть называет чувства учителя в этот момент: «...я чувствую сильное раздражение»;
третья часть описывает эффект от плохого поведения: «... потому что я теряю мысль»
«... класс отвлекается и не слышит новый материал»;
четвертая часть может содержать просьбу: «... пожалуйста, перестань».
Бывают ситуации, когда эффективнее не просто крикнуть ученику «Прекрати немедленно!!!», а сообщить ему о своих негативных чувствах, выбрав соответствующую интонацию доверия и искренности.
ПАМЯТКА ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
ДЕСЯТЬ СОВЕТОВ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ
Совет первый:
Найди себя, свой образ. Учитель индивидуален, иначе не может быть и речи о творчестве. Это не исключает подражания, особенно на первых порах. Наоборот, приглядывайся к мастерам. Бери на вооружение то, что тебе кажется твоим, что тебе соответствует. Не надо понимать творчество как изобретение пороха. Педагогика существует столько, сколько существует мир. Приемы и находки не умирают с мастером, а передаются его ученикам и последователям. Но каждый настоящий учитель, даже перенимая, остается собой. Вспомним Л.С. Выготского: творчество на деле существует только там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-то новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданием гениев. Как же распознать, что в тебе твое, а что - чужое? Лучше тебя самого этого никто не знает. Конечно, надо прислушиваться к мнениям, в том числе и критическим. И потом, кто сказал, что учитель создает свой образ раз и навсегда? Образ - не схема, а живое лицо. Оно может быть весе- лым и грустным, счастливым и несчастным, спокойным и взволнованным, гневным, смятенным, возбужденным. В любом случае оно должно быть твоим и оно должно быть живым, а не маской.
Не замыкайся в своем учительстве. Если учитель - только учитель, то это скучно. Играй на гитаре, пой, пиши стихи, играй в волейбол, ходи в горы, собирай марки, бывай в театре и на выставках. Расширяй круг друзей и знакомых. Общайся с самыми разнообразными людьми, Люби жизнь в разных ее проявлениях. Ты должен быть интересен детям, но этого не получится, если ты будешь сосредоточен только на самом себе. Кроме обязательной программы, у тебя, как у мастера-фигуриста, должна быть великолепная произвольная про- грамма.
И опять же надо помнить о том, что все проявления личности индивидуальны. Не нужно искусственно культивировать в себе качества, которые тебе не свойственны. Универсальность не обязательна. Не надо писать стихов, если у тебя нет способностей. Не надо играть на гитаре, если тебе это не нравится. Не надо собирать марки, если к этому у тебя не лежит душа. Но тогда должно быть что- нибудь другое, тебе свойственное. А самое главное - и тут уже особые способности не нужны, - тебя должны интересовать люди. Ты можешь быть другом, знакомым, собеседником, корреспондентом, просто слушателем. Но не исключай это общение из своей жизни. Иначе засохнешь, как сломанная ветвь.
Творческий человек, как правило, многогранен. Увлеченность, многосторонний интерес нужны учителю не просто так, сами по себе, а в связи с особенностью его профессии. Не зря про учителя говорят, что он и швец, и жнец, и на дуде игрец. Про иного учителя говорят: он – эрудит, или: он - хороший методист, или: он - энтузиаст внеклассной работы. Это комплимент только в том случае, если все другие стороны деятельности учителя тоже хороши.
Помни о комплексном характере учительского труда. Все имеет значение, все нужно: и эрудиция, и методика, и внеклассная работа, и психология общения, и любовь к детям, и дисциплина. Не нужно это разделять, это все взаимосвязано.
Будь счастливым! Будь оптимистом! Верь! Строй планы, пусть иногда несбыточные, но конструктивные. Жизнь - это преодоление трудных и даже кри- тических ситуаций. И у тебя это будет. Собери свою волю. Не опускай крылышки. Борись. Сопротивляйся. Верь и добивайся своего. Иди на компромиссы. Бес- компромиссность - это упрямство и неумение мыслить перспективно. Но цель все равно должна быть. Дети не должны видеть в тебе неудачника. Неудачников не любят. Даже если что-то не будет получаться, всеми силами разрушай возможное впечатление, что у тебя не получается вообще.
Шестой совет:
Цени юмор в общении с учениками. Если ты сам, как говорится, не блещешь остроумием, цени юмор в других. Не бойся смешного, не бойся быть смешным сам: бывают совсем невинные и безобидные смешные ситуации. Другое дело, если над тобой смеются постоянно, если ты вообще смешон - это все!..
Детский юмор, скажем откровенно, не так уж глубок и тонок. Чаще всего смеются над оговорками. Смеются над всем, что касается нежных отношений. В таких случаях важно не обидеть.
Не надо смотреть на юмор как на прием. Не надо искусственно изощряться в остроумии. Все, в том числе и юмор, должно быть естественно и уместно. Смешных ситуаций и так хоть отбавляй. Некоторые учителя сердятся, когда дети смеются. Даже выгоняют их из класса. И зря. Любой ситуацией на уроке, в том числе и смешной, учитель должен владеть. И если учитель сказал: «Посмеялись, и хватит», класс должен подчиниться. Если этого нет, они будут гоготать весь урок. Надо помнить и про то, что смех может больно ранить. Он, как говорил Маяковский, - грозное оружие. Поэтому надо знать меру, быть осторожным и тактичным. Класс смеется, и учитель смеется, но, даже смеясь, учитель не должен расслабляться: он на работе.
Будь естественным, не притворяйся, не старайся казаться умнее и лучше, чем ты есть. Бесполезно: дети тебя все равно раскусят.
Часто учителя сравнивают с актером, и в этом есть свой резон. Но уж если ты играешь роль, пусть она будет твоей. Играй себя. И не переигрывай! Вспомни: настоящий актер вживается в роль, стремится постичь внутренний мир своего героя, чтобы играть как можно естественнее. Тебе же не надо перевоплощаться.
Сходство между учителем и актером заключается, может быть, в том, что и тот и другой выходят на аудиторию, на публику. Если между актерами и зрительным залом не устанавливается незримый контакт, спектакль рушится. Так и в классе. Некоторые кричат и стучат кулаком по столу, а ребятам не страшно. Другие говорят тихо и смотрят в сторону, но какое-то колдовство завораживает детей, и они не сводят с учителя глаз. Это феномен учительского гипноза, такого, впрочем, хрупкого, но сладостного. В эти минуты учитель счастлив.
Не воображай о себе больше того, что ты есть на самом деле. Знай себе цену и будь скромным, не теряя достоинства. Не надо казаться, надо быть. Сейчас это знамение времени. Не бойся честолюбия и не слушай ханжей и бездарных завистников. Но честолюбие должно быть внутри, демонстрировать его неприлично. Честолюбие все-таки играет вспомогательную роль как стимулятор дела. Главное - дело. Возводить же честолюбие в принцип и подчинять ему все просто недопустимо и безнравственно. Хотя не всегда нам ясно до конца и значение дела, его результат.
Позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех.
Это твое кредо, запомни! Ты же всегда на виду, тем более у детей, которые все видят и все замечают. От их внимательного взгляда не ускользнет ничего! И ты не думай, что мнением детей, их отношением можно пренебречь. Они-то и есть твои главные ценители и судьи, ни, а не начальство и даже не твои коллеги и друзья.
Если не тщеславие, то что же должно быть в основе твоей жизни и работы? Твоя гражданская позиция.
Обрети гражданскую позицию. Позиция человека как гражданина форми- руется, стабилизируется и кристаллизуется в деле. Гражданская позиция, прежде всего - нравственная. Запомни: какие бы прекрасные учебники ни издавали, какие бы замечательные программы ни составляли, истинный проводник гражданской идеи - ты. И от тебя зависит, дойдет ли эта идея до ума и сердца ученика в целости и чистоте или будет так хитроумно перевернута и извращена, что результат окажется прямо противоположным.
Абсолютных правил, годных на все случаи жизни нет.
Думай сам!
1. организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;
2. проверка домашнего задания;
3. проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;
4. постановка цели занятия перед учащимися;
5. организация восприятия и осмысления новой информации;
6. первичная проверка понимания;
7. организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в т.ч. смена вариантов) по образцу;
8. творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;
9. обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;
10. контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;
11. домашнее задание к следующему уроку;
12. подведение итогов урока.
Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.
Структура урока изучения нового материала:
· первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;
· указание на то, что учащиеся должны запомнить;
· мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;
· сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти
· материалами, смысловая группировка и т.п.);
· первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;
· контроль результатов первичного запоминания;
· регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
· внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;
· частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.
· сообщение учащимся цели предстоящей работы;
· воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
· выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
· проверка выполнения работ;
· обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
· задание на дом (если это необходимо).
· постановка цели урока;
· повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;
· проведение проверочных упражнений;
· ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;
· упражнения на их освоение;
· упражнения на их закрепление;
· тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;
· упражнения на перенос в сходную ситуацию;
· упражнения творческого характера;
· итог урока;
· задание на дом.
· организация начала урока;
· постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;
· проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;
· подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;
· задание на дом.
· организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;
· постановка задачи урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими на работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;
· изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильным для каждого ученика.
· подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);
· определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
· организация начала урока (психологический настрой учащихся);
· сообщение темы урока и его задач;
· изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;
· формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии;
· упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;
· творческое применение знаний и умений;
· упражнение по отработке навыков;
· домашнее задание;
· итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.
· организационный момент;
· вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;
· выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений;
· проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);
· формулирование выводов по изученному материалу;
· оценка результатов урока;
· подведение итогов;
· задание на дом (не всегда).
· организация начала урока;
· проверка домашнего задания, постановка цели урока;
· подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;
· изучение нового материала, в т.ч. и объяснение;
· закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
· обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
· подведение итогов и результатов урока;
· задание на дом;
· подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).
Система преподавания Л.В. Маховой:
Дидактические требования к современному уроку:
· четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
· определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
· прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;
· выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
· реализация на уроке всех дидактических принципов;
· создание условий успешного учения учащихся.
1. Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
2. Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
3. Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.
1. Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:
· соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
· определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
· планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска; выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
· учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
· соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).
2. Особенности самоорганизации учителя:
· подготовленность к уроку и главное - осознание психологической цели, внутренняя готовность к ее осуществлению;
· рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
· педагогический такт (случаи проявления);
· психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).
1. Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:
· планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;
· использование установок в форме убеждения, внушения;
· планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;
· использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);
2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;
· определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий", формулирования выводов);
· опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;
· планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);
· руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;
· использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);
3. Закрепление результатов работы:
· формирование навыков путем упражнений;
· обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.
1. отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития;
2. возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.
1. планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
2. проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
3. дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.
1. температурный режим;
2. физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
3. освещение;
4. предупреждение утомления и переутомления;
ПОЛОЖЕНИЕ
о школе молодого специалиста
государственного учреждения образования
«Первомайская средняя школа» Щучинского района
Общие положения
Школа молодого специалиста является структурным элементом системы методической службы учреждения образования и организует свою деятельность для начинающих свой профессиональный путь специалистов. Цель работы школы молодого специалиста:
создание условий для формирования и роста профессиональной компетентности молодого специалиста, потребностей в самообразовании и развитии творческого потенциала личности.
Задачи школы молодого специалиста:
обеспечить успешную адаптацию молодого специалиста;
содействовать формированию индивидуального стиля деятельности молодого специалиста;
создать условия, способствующие мотивации для профессионального развития молодого специалиста;
установить отношения сотрудничества и взаимодействия между молодыми специалистами и опытными педагогами.
Организация деятельности школы молодого специалиста
2.1. Школа молодого специалиста организуется на основании приказа директора учреждения образования.
2.2. Школа молодого специалиста работает по плану, составленному к началу учебного года.
2.3. К молодым специалистам прикрепляется наставник из наиболее опытных, авторитетных педагогов учреждения образования, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания, психологии.
2.4. Занятия в школе молодого специалиста проводятся не реже 1 раза в четверть в форме:
открытых и закрытых заседаний;
практикумов;
круглых столов;
семинаров;
дискуссий;
лекций.
2.5. Между заседаниями:
проводятся консультации по основным вопросам образовательного процесса;
осуществляется совместная деятельность наставника и молодого специалиста по конструированию учебных занятий;
изучаются современные педагогические технологии;
организуется обмен опытом наставников с молодыми специалистами;
осуществляется посещение уроков и внеклассных мероприятий.
Права и обязанности наставника
3.1. Обязанности наставника молодого специалиста:
ознакомить молодого специалиста с деятельностью педагогического коллектива учреждения образования;
изучать деятельность молодого специалиста, выявлять проблемы и их решения в процессе работы;
обеспечить методическую, информационную и других видов помощь, организовывать обучение в разных формах;
проводить диагностику и контроль деятельности молодого специалиста;
посещать уроки молодого специалиста с последующим тщательным анализом;
контролировать и направлять работу молодого специалиста по самообразованию;
изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу учреждения образования, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности;
личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста;
периодически докладывать заместителю директора по учебной работе о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда.
3.2. Права наставника:
требовать отчет о педагогической деятельности молодого специалиста;
подключать к обучению молодого специалиста других педагогических работников учреждения образования;
вносить предложения о поощрении молодого специалиста за положительные результаты работы.
Права и обязанности молодого специалиста
4.1. Обязанности молодого специалиста:
знать нормативные и правовые документы в сфере образования;
постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
учиться у наставника эффективным методам и формам работы;
предоставить отчет о результатах своей деятельности наставнику или заместителю директора по учебно-воспитательной работе по их требованию.
4.2. Права молодого специалиста:
повышать квалификацию удобным для себя способом;
участвовать в школьных и районных предметных методических объединениях;
вносить предложения по совершенствованию работы школы молодого специалиста;
обращаться к руководству и наставнику с просьбой предоставить необходимую нормативную и научно-методическую документацию.
Руководство работой школы молодого специалиста
5.1. Организация работы школы молодого специалиста и контроль за деятельностью возлагается на заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
5.2. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе обязан:
представить назначенного молодого специалиста педагогам учреждения образования, закрепить за ним наставника;
создать необходимые условия для успешной адаптации молодого специалиста;
посещать учебные занятия и внеклассные мероприятия, проводимые молодым специалистом;
организовать обучение наставников, оказывать им методическую и практическую помощь в работе с молодыми специалистами;
определить меры поощрения наставников.
Документация школы молодого специалиста:
приказ директора учреждения образования об организации школы молодого специалиста;
положение о школе молодого специалиста;
банк данных о наставниках и молодых специалистах;
план работы школы молодого специалиста;
протоколы и материалы занятий;
результаты диагностики, методические рекомендации.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического совета
01.09.2023 № 1
ПЛАН
работы школы молодого специалиста "Перспектива" на 2023/2024 учебный год
Методическая тема: Повышение профессиональной компетентности молодых специалистов по формированию личностных, метапредметных и предметных компетенций учащихся
Цель: оказание практической помощи молодым специалистам в вопросах совершенствования теоретических и практических знаний и создание условий для профессиональной самореализации педагогов средствами методической работы.
Задачи:
Способствовать развитию потребности и мотивации у молодых специалистов в непрерывном самообразовании.
Содействовать повышению общедидактического и методического уровня молодых специалистов.
Содействовать наиболее легкой адаптации молодых специалистов в коллективе.
Способствовать установлению отношений сотрудничества и взаимодействия между молодыми и опытными педагогами.
№ |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственные |
1. |
Знакомство с педагогическим коллективом учреждения образования и его традициями |
август |
Дашкевич Н.С., директор учреждения образования, Жук Т.Н., заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Ивановская Т.А.., председатель ПК |
2. |
Беседа «Разрешите представиться»: знакомство молодых специалистов (1-го года работы) со своими наставниками и решение организационных вопросов
Диагностика по выявлению педагогических затруднений (1-го и 2-го года) |
август |
Жук Т.Н., заместитель директора по учебно-воспитательной работе, наставники: Гудач Н.И. Лебедевич И.К. |
3. |
Изучение содержания учебных программ, нормативных документов по организации учебного процесса, знакомство с правилами внутреннего распорядка, охраной труда |
август |
Жук Т.Н., заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
4. |
Консультация: требования к оформлению классного журнала, тетрадей обучающихся, паспорта кабинета |
август |
Жук Т.Н., заместитель директора по учебно-воспитательной работе, наставники молодых специалистов |
5. |
Изучение учебных программ и подготовка календарно-тематического планирования по учебным предметам |
|
наставники молодых специалистов |
6. |
Занятие 1. Нормативная правовая документация в образовательном процессе 1.Изучение Кодекса об образовании 2.Изучение инструктивно-методических писем Министерства образования Республики Беларусь к началу 2023/2024учебного года. 3.Изучение содержания учебных программ, пояснений к учебным программам. 4.Знакомство с литературой серии «В помощь педагогу» и научно- методическими журналами. |
29.08.2023 |
Жук Т.Н., заместитель директора по учебно-воспитательной работе, наставники молодых специалистов
|
7. |
Посещение учебных занятий и внеклассных мероприятий молодых специалистов |
в течение года |
Жук Т.Н., заместитель директора по учебно-воспитательной работе, наставники молодых специалистов |
8. |
Посещение молодыми специалистами учебных занятий и внеклассных мероприятий опытных педагогов |
в течение года |
Жук Т.Н., заместитель директора по учебно-воспитательной работе, наставники молодых специалистов |
9. |
Консультация. Организация работы факультативных занятий |
сентябрь |
Жук Т.Н., заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
10. |
Беседа. Роль классного руководителя в становлении ученического коллектива. Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками |
октябрь |
Жук Т.Н., заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
11. |
Подготовка и участие в районном фестивале «Педагогический дебют» |
октябрь |
Жук Т.Н., заместитель директора по учебно-воспитательной работе, наставники молодых специалистов |
12. |
Семинар «Современные педагогические технологии» |
октябрь |
Жук Т.Н., заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
13. |
Занятие 2. Методические основы современного учебного занятия, требования к его проведению. Теоретический блок 1. Оценочная деятельность преподавателя. Оценка и отметка. 2.Моделирование учебного занятия с использованием различных инновационных технологий. Практический блок Посещение урока с последующим анализом и рефлексией. |
декабрь |
Жук Т.Н., заместитель директора по учебно-воспитательной работе, наставники молодых специалистов
|
14. |
Консультация-практикум: структура урока различного типа. |
январь |
Жук Т.Н., заместитель директора по учебно-воспитательной работе, наставники молодых специалистов |
18. |
Занятие 3. Внеклассная работа как одна из форм организации образовательного процесса Теоретический блок 1. Внеурочная деятельность в школе. Методика организации внеклассной работы с учащимися. 2.Основные формы и методы внеклассной работы. Характеристика отдельных форм воспитательной работы. Практический блок Мозговой штурм «Поиски новых форм внеклассной воспитательной работы в школе». |
март |
Жук Т.Н., заместитель директора по учебно-воспитательной работе, наставники молодых специалистов |
19. |
Неделя молодых специалистов «Молодой обучает молодого» |
апрель |
Жук Т.Н., заместитель директора по учебно-воспитательной работе, наставники молодых специалистов |
20. |
Занятие 4. Роль самообразования в становлении педагога. Теоретический блок 1.Самообразование учителей как условие профессионального роста. 2.Диагностика затруднений и потребностей молодых специалистов. Практическая часть Презентация результатов проделанной работы по темам самообразования. |
май |
Жук Т.Н., заместитель директора по учебно-воспитательной работе, наставники молодых специалистов |
Памятка молодому учителю при подготовке к уроку
Триединая цель урока
ТРИЕДИНАЯ ЦЕЛЬ УРОКА - это заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце урока.
Триединая цель урока- это сложная составная цель, вбирающая в себя, как мы уже писали, три аспекта: познавательный, воспитательный и развивающий. В цели урока сформулирован тот ключевой результат, к которому должны стремится учителя и ученики, и если она определена неточно или учитель плохо себе представляет пути и способы ее достижения, то об эффективности урока трудно говорить
Триединая цель урока- основа целесообразной деятельности на уроке не только учителя, но и учеников, дающая ей направление, в какой-то степени это пусковой механизм урока.Она определяет характер взаимодействия учителя и учеников на уроке, а реализуется не только в деятельности учителя, но и в деятельности учеников и достигается только в том случае, когда к этому стремятся обе стороны. Поэтому ТЦУ в соответствующей интерпретации (только познавательный и в отдельных случаях развивающий аспекты) должна ставиться перед классом в ученическом варианте.
ТЦУ есть тот систематизирующий стержень, без которого урок никогда не превратиться в целостную систему.
ТЦУ носит слишком общий характер. Она не может быть достигнута сама по себе. Ее обязательно необходимо декомпозировать (расчленить) на цели этапов и учебно-воспитательных моментов, если урок четко этапируется, или на цели учебно-воспитательных моментов, если логическое построение урока не связано с его членением на этапы. Иными словами, речь идет о построении "дерева целей" урока, где ТЦУ будет "генеральной целью", а задачи учебно - воспитательных моментов - рубежами ее достижения
Что же представляет собой состав ТЦУ? Как мы уже не раз упоминали, цель урока триедина и складывается из трех аспектов. Рассмотрим каждый из них:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ аспект ТЦУ
Это основной и определяющий ее аспект. Он складывается из выполнения следующих требований:
Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания. Учить чему- нибудь других значит показать им, что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат!
Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность.
Формировать навыки- точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма.
Формировать умения- сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.
Формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы на уроке.
"...целесообразно при планировании образовательной цели урока указать, какого уровня качества знаний, умений и навыков учащимся предлагается достигнуть на данном уроке : репродуктивного, конструктивного или творческого"
РАЗВИВАЮЩИЙ аспект ТЦУ
Это наиболее трудный для учителя аспект цели, при планировании которого он почти всегда испытывает затруднения. Чем это объясняется? Думается, что в основу затруднений заложены две причины. Первая заключается в том, что нередко учитель стремиться формировать новый развивающий аспект цели к каждому уроку, забывая, что развитие ребенка происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения и воспитания, что самостоятельность развития очень относительна и что оно осуществляется в значительной мере как результат правильно организованного обучения и воспитания . Отсюда следует, что один и тот же развивающий аспект цели урока может быть сформулирован для триединых целей нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы.
Развивающий аспект складывается из нескольких блоков. Развитие речи:
Обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысловой функции (новые знания приносят новые аспекты понимания); усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность); овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ -показатель интеллектуального и общего развития ученика Развитие мышления
Очень часто в качестве развивающего аспекта ТЦУ ставится задача учит учащихся мыслить. Это, конечно, прогрессивная тенденция: знания можно забыть, а умение мыслить навсегда остается с человеком. Однако в таком виде цель не будет достигнута, ибо она слишком общая, ее необходимо планировать более конкретно. Развитие сенсорной сферы. Здесь речь идет о развитии глазомера, ориентировки в пространстве и во времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи.
Развитие двигательной сферы. Оно предусматривает: овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соразмеримость движения и тп.
ВОСПИТЫВАЮЩИЙ аспект ТЦУ
По-настоящему, развивающее обучение не может не быть воспитывающим. "учить и воспитывать- как "молния" на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка- творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке", -писал в "Учительской газете" (10.02.81) учитель литературы 516-й школы г. Ленинграда Е. Ильин
Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. Воспитывающий аспект должен предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности школьника. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.
"Воспитывающее обучение- это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке. Круг этих отношений достаточно широк. Поэтому воспитательная цель урока будет охватывать одновременно целый ряд отношений. Но эти отношения достаточно подвижны: из урока в урок, имея в виду одну воспитательную цель, педагог ставит различные воспитательные задачи. А так как становление отношения не происходит в один момент, на одном уроке, и для его формирования необходимо время, то внимание педагога к воспитательной цели и ее задачам должно быть неугасающим и постоянным.
С какими же нравственным объектами вступает ученик во взаимодействие на уроке
?
Прежде всего- это "другие люди". Все нравственные качества, отражающие отношение к другому человеку, должны целенаправленно формироваться и развиваться учителем на уроке независимо от его предметной принадлежности. Отношение к "другим людям" проявляется через гуманность, товарищество, доброту, деликатность, вежливость, скромность, дисциплинированность, ответственность, честность, интегральным по отношению ко всем остальным качествам является гуманность. Формирование гуманных отношений на уроке- непреходящая задача учителя.
Вторым нравственным объектом, отношение к которому постоянно проявляет ученик, является он сам, его "Я". Отношение к самому себе проявляется в таких качествах, как гордость и скромность, требовательность к себе, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, аккуратность, добросовестность, ответственность и честность
Третий объект- общество и коллектив. Отношение ученика к ним проявляется в таких качествах, как чувство долга, ответственность, трудолюбие,
добросовестность, честность, озабоченность неудачами товарищей, радость сопереживания их успехам - все это проявляет отношения школьников к коллективу, к классу. Бережное отношение к имуществу школы и учебным пособиям, максимальная работоспособность на уроке- в этом ученик проявляет себя как член общества.
Важнейшей нравственной категорией, отношение к которой необходимо формировать и все время развивать и которая постоянно присутствует на уроке , является труд.
Отношение ученика к труду характеризуется такими качествами: ответственное выполнение домашних заданий, подготовка своего рабочего места, дисциплинированность и собранность, честность и усердие. Все это подвластно влиянию учителя на уроке.
И, наконец, пятым объектом, который как нравственная ценность постоянно присутствует на уроке, является Родина. Отношение к ней проявляется в добросовестности и ответственности, в чувстве гордости за ее успехи, в озабоченности ее трудностями, в желании достичь наивысших успехов в умственном развитии, чтобы принести ей пользу, в общем отношении к учению и своему учебному труду. Чрезвычайно важно, чтобы учитель раскрывал эту высокую связь с Родиной и все время развивал ее у ребят
учить анализировать, учить выделять главное, учить сравнивать,
учить строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.
Овладение этими методами и означает умение мыслить