Правовая страница

Правовое просвещение направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Одной из важнейших задач данного направления является предупреждение совершения правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, правовое информирование и правовая культура школьников.

 

Правовые документы

Ответственность за распространение информации, противоречащей законодательству

09.10.2023

Что нельзя размещать в соцсетях

Размещая информацию на своей страничке в соцсетях (Facebook, Instagram, ВКонтакте, Твиттер, Одноклассники и др.) или комментируя чей-то пост, важно помнить, распространение какой информации по белорусскому законодательству запрещено, и не обидит ли кого-то ваша публикация или комментарий.

Рассмотрим подробно некоторые случаи, когда за «неосторожную» публикацию вас могут привлечь к административной или уголовной ответственности.

1.                Информация о частной жизни человека и его персональные данные

Информацию о частной жизни и персональные данные физического лица можно распространять только с его письменного согласия. К такой информации, например, относятся сведения, составляющие личную и семейную тайну, тайну телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, касающиеся состояния его здоровья.

Таким образом, размещая в Интернете, например, скриншот переписки или фотографии документов, содержащие личные данные гражданина, проверьте, возможно, нужно получить его письменное согласие.

Обратите внимание!

Незаконное распространение сведений о частной жизни, составляющих личную или семейную тайну другого лица, без его согласия может причинить вред правам, свободам и законным интересам этого лица. В данном случае для нарушителя предусмотрена уголовная ответственность в виде общественных работ, или штрафа, или ареста.

Справочная информация

Каждому гражданину гарантировано право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство.

2.                Информация, составляющая коммерческую, профессиональную, банковскую и иную охраняемую законом тайну

Нести ответственность за разглашение такой информации могут лица, которым она стала известна в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей (деятельности) и только по требованию потерпевшего либо его законного представителя.

Обратите внимание!

За разглашение коммерческой или иной охраняемой законом тайны предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин (от 92 до 460 бел. руб.).

На случай когда коммерческая тайна разглашается умышлено и в результате ее разглашения организации причинен ущерб в крупном размере, предусмотрена уголовная ответственность в виде одной из следующих мер:

—  штрафа;

—       лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

—  ареста;

 

срок.

—   ограничения свободы на срок до трех лет или лишения свободы на тот же

Если   такая  информация  разглашается  из   корыстной  или  иной  личной

заинтересованности, ее распространителю грозит уголовная ответственность в виде одной из таких мер, как:

—  штраф;

—  ограничение свободы на срок до четырех лет;

—  лишение свободы на срок до пяти лет . Справочная информация

Крупный размер ущерба — размер ущерба на сумму, в 250 и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления.

3.     Клевета

Клеветой являются заведомо ложные, позорящие другое лицо измышления.

Обратите внимание!

Распространение клеветы влечет административную ответственность в виде штрафа в размере до 30 базовых величин (690 бел. руб.).

За размещение в Интернете информации, содержащей клевету, предусмотрена уголовная ответственность в виде одной из таких мер наказания, как:

—  штраф;

—  арест;

—  исправительные работы на срок до двух лет;

—  ограничение свободы на срок до трех лет.

4.     Оскорбления

Оскорблением может быть признано размещенное вами в соцсетях умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме.

Обратите внимание!

За оскорбление предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере до 20 базовых величин (460 бел. руб.).

В случае умышленного оскорбления в течение года после применения мер административной ответственности за оскорбление или клевету предусмотрена уголовная ответственность в виде одной из следующих мер:

—  общественных работ;

—  штрафа;

—  исправительных работы на срок до одного года;

—  ограничения свободы на срок до двух лет.

5.     Пропаганда насилия и жестокости

Белорусское законодательство запрещает распространять или рекламировать, публично демонстрировать кино- и видеофильмы или иные произведения, пропагандирующие культ насилия и жестокости.

Обратите внимание!

За распространение такой информации предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин (от 230 до 690 бел. руб.) с конфискацией указанных произведений.

6.     Нацистская символика

Под нацистской символикой или атрибутикой понимаются флаг, гимн, эмблема, вымпел, галстук, нагрудный и опознавательный знак Национал- социалистической рабочей партии Германии или их копии .

Демонстрировать или распространять ее граждане могут только в исключительных случаях, например, при осуществлении деятельности в области театрального, музыкального, циркового и изобразительного искусства, библиотечного дела, кинематографии, музейного дела, организации и проведения культурно-зрелищных мероприятий, издательского дела, образовательной деятельности, средств массовой информации .

Обратите внимание!

Пропаганда и (или) публичное демонстрирование в Интернете нацистской символики или атрибутики влечет административную ответственность в виде одной из следующих мер:

—  штрафа в размере до 10 базовых величин (230 бел. руб.);

—  административного ареста.

В обоих случаях будут конфискованы средства, с помощью которых совершено данное нарушение.

7.                Информация содержащая порнографические материалы и (или) эротику

К такой информации, в частности, относятся изображения, кино-, видеофильмы или сцены порнографического содержания, иные предметы порнографического характера.

Обратите внимание!

За распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с использованием Интернета, совершенное лицом, достигшим 18 лет, предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок от двух до четырех лет.

8.                Информация, которая может нанести вред здоровью и развитию детей

Эта информация способна оказать негативное влияние на здоровье, физическое, нравственное и духовное развитие детей определенной возрастной категории. К ней, в частности, относится информация, которая:

—    вызывает желание употреблять алкогольные, слабоалкогольные напитки, пиво, потреблять наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, токсические или другие одурманивающие вещества, табачные изделия;

—  побуждает совершать преступления или иные общественно опасные деяния (проституция, попрошайничество, бродяжничество, участие в азартных играх и др.);

—  положительно оценивает преступление или идеализирует преступников;

—      отображает издевательства над людьми либо их унижения в связи с этническим происхождением, национальной, расовой, религиозной, языковой, половой принадлежностью, убеждениями или взглядами, социальным положением, заболеванием;

—     поощряет привычки, противоречащие формированию здорового образа жизни;

—  содержит порнографические материалы и (или) эротику;

—  содержит нецензурные слова и выражения.

Обратите внимание!

За распространение, рекламирование, трансляцию или демонстрацию заведомо несовершеннолетнему порнографических материалов, печатных изданий, изображений, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера, совершенное лицом, достигшим 18 лет, предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок от двух до четырех лет.

Размещайте с осторожностью в открытом доступе фотографии своей банковской карточки и документов, удостоверяющих личность. Помните, что вашими персональными данными могут воспользоваться в своих корыстных целях недоброжелатели.

Составлено по материалам Интернет

свернуть

О мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков

Важно знать! Изменения в Уголовном Кодексе Республики Беларусь.

 

КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН мероприятий, направленных на принятие эффективных мер по противодействию незаконному обороту наркотиков, профилактике их потребления, в том числе среди детей и молодежи, социальной реабилитации лиц, больных наркоманией, на 2022 – 2023 годы

 

ОБЛАСТНОЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по реализации Комплексного плана мероприятий, направленных на принятие эффективных мер по противодействию незаконному обороту наркотиков, профилактике их потребления, в том числе среди детей и молодежи, социальной реабилитации лиц, больных наркоманией, на территории Гродненской области, на 2022 – 2023 годы

 

 


Материал подготовлен

Управлением внутренних дел Гродненского облисполкома 

 

        Сегодня проблема наркомании и незаконного оборота наркотиков остается актуальной для всего мирового сообщества. Данный вид преступной деятельности представляет собой угрозу национальной безопасности, подрывает экономические и социальные устои общества.

        В Республике Беларусь качество выполнения задач по недопущению роста уровня наркопреступности находится под постоянным контролем органов власти. На сегодняшний день можно вести речь о том, что выработанная на государственном уровне стратегия приносит свои положительные плоды. Об эффективности проводимой работы свидетельствует определенное оздоровление наркоситуации в стране. На протяжении 2015-2020 годов отмечается поступательное снижение числа регистрируемых преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

       Справочно: количество выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в Республике Беларусь: 2015 – 7268, 2016 – 6374, 2017 – 5387, 2018 – 4906, 2019 – 4505, 11 мес. 2020 – 3269.

        Вместе с тем, несмотря на отдельные положительные тенденции, данная проблема в республике и в Гродненской области в частности, не теряет своей актуальности и является одним из самых острых вызовов, стоящих перед современным обществом.

        За 11 месяцев текущего года непосредственно в Гродненском регионе выявлено 288 преступлений линии наркоконтроля, из которых более 47% составили факты сбыта наркотических средств и психотропных веществ. Из незаконного оборота изъято около 18 кг различных видов наркотиков.

         По данным УЗ «Гродненский областной клинический центр «Психиатрия-наркология» по состоянию на 01.10.2020 на учете в наркологической службе области состояло более 1000 наркопотребителей, в том числе четверо несовершеннолетних. Причем, следует учитывать то обстоятельство, что незаконный оборот наркотических средств является одним из наиболее латентных видов преступной деятельности, в связи с чем, можно обоснованно предполагать, что реальный уровень наркотизации общества превышает данные официальной статистики.      

        В настоящее время фактором, оказывающим наиболее существенное влияние на формирование криминогенной ситуации в сфере наркоконтроля, является активное использование наркодилерами информационно-коммуникационных технологий. Превалирующим способом распространения наркотиков в республике является их сбыт посредством интернет-магазинов. Фактически, можно говорить о том, что всемирная паутина используется как своего рода  инструмент для функционирования виртуальной площадки по распространению наркотических средств. Данный вид преступной деятельности дает возможность совершать сделки с наркотиками бесконтактным способом и характеризуется высоким уровнем законспирированности криминогенных процессов.

      В этой связи, одной из приоритетных задач, стоящих перед органами внутренних дел, является изобличение и привлечение к ответственности лиц, занимающихся системным сбытом наркотиков в интересах интернет-магазинов. В текущем году в области задержаны 25 человек, работавших на магазины в качестве «закладчиков». К примеру, в январе был задержан тридцатидвухлетний житель областного центра, размещавший закладки наркотического средства «гашиш» на территории г. Гродно и Гродненского района. У задержанного изъято порядка 100 гр. гашиша. Как показывает практика, сбытом наркотиков посредством виртуальных магазинов занимаются не только местные жители. Так, в октябре в г. Гродно были задержаны двое граждан Российской Федерации, которые прибыли в нашу страну именно в целях распространения наркотических средств. До момента задержания они размещали закладки с гашишем и марихуаной на территории г.г. Минска, Бобруйска, Гродно.      

        Необходимо отметить, что, несмотря на ограничительные меры, введенные в связи со сложной эпидемиологической ситуацией, сегодня сохраняется тенденция к нарастанию объемов незаконно ввезенных в Республику Беларусь наркотиков из Российской Федерации. В последние годы в России заметно увеличилось количество нелегальных нарколабораторий. Помимо внутреннего производства, наркотики активно поступают в страну извне. Эти факторы предопределяют увеличение насыщенности внутрироссийского наркорынка, а также заставляют наркодилеров искать рынки сбыта за пределами государства. Из России к нам чаще всего поступают такие виды наркотиков, как амфетамин, альфа-PVP, гашиш, мефедрон. В текущем году в целом по республике выявлено более 20 каналов ввоза наркотиков из-за рубежа, подавляющее большинство из которых – российские.

       Хотя, мировая пандемия внесла свои коррективы, территория нашей республики по-прежнему используется в качестве транзитной для поставки наркотических средств из стран Евросоюза на территорию ЕАЭС и в обратном направлении. Одним из значимых примеров стало задержание в феврале текущего года вблизи д. Брузги Гродненского района двоих граждан Литовской Республики, которые намеревались перевезти через Государственную границу в специально оборудованном тайнике автомашины порядка 6 кг героина. Тем самым, был пресечен канал поставки наркотиков из Российской Федерации в страны Евросоюза.

        Вместе с тем, контрабандный ввоз наркотиков объективно не является единственным источником насыщения наркотического рынка. Неединичны факты самостоятельного изготовления жителями области наркотических средств. Чаще всего речь идет о выращивании наркосодержащих растений, в частности, мака и конопли, с целью дальнейшего изготовления и сбыта из них маковой соломы и марихуаны. В текущем году в области возбуждены уголовные дела по трем таким фактам (ст.329 УК), выявлены два помещения, специально оборудованные для выращивания конопли.

        К примеру, такое помещение по месту своего жительства оборудовал житель г.Щучина. Масса изъятого наркосодержащего растения составила 1,6 кг. Установлено, что он не только сам являлся потребителем марихуаны, но и сбывал данное наркотическое средство.

        В летний период заинтересованными ведомствами в целом проводится активная работа по уничтожению местной наркотической сырьевой базы. В текущем году на протяжении июня-сентября в  области уничтожено свыше 36 тонн наркотического сырья. Выявлено 121 правонарушение, предусмотренное ст.16.1 КоАП РБ.

        Справочно

        Данная статья предусматривает ответственность за посев или выращивание без цели сбыта или изготовления наркотических средств, психотропных веществ запрещенных к возделыванию растений и грибов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества. Указанные действия влекут за собой предупреждение либо наложение штрафа в размере до 20 базовых величин.

       Большинство регистрируемых в республике случаев совершения наркопреступлений приходится на мужскую часть населения. За 11 месяцев 2020 года женщины составили 6,4% от общего числа установленных лиц. Относительно социального положения граждан, причастных к незаконному обороту наркотиков, можно отметить, что неработающие и неучащиеся лица составили около 70%, доля ранее судимых - порядка 26%. 

       Особенно подвержены риску вовлечения в наркопотребление подростки и молодежь.  Среди основных мотивов интереса к наркотикам психологи выделяют: стремление к новым впечатлениям, желание быть «своим» в компании, поиск методов «отключения» от реальности и ухода от неприятностей, стремление к «взрослости» и ряд других. В 2020 году в республике зарегистрировано 69 наркопреступлений, совершенных подростками, непосредственно в Гродненской области их количество составило 9. Причем, несовершеннолетние являются не только потребителями наркотиков. Имеют место случаи, когда они выступают в роли наркодилеров.

       В текущем году в республике подростками совершено 24 преступления, связанных со сбытом наркотиков, в нашей области выявлено 7 таких фактов. Нередко эти преступления связаны с деятельностью интернет-магазинов, которые используют несовершеннолетних в качестве  «персонала» для размещения закладок.

       Как показывает практика, проблема наркопотребления характерна не только для молодежи, живущей в крупных городах. Примером тому могут служить факты сбыта наркотических средств и психотропных веществ, совершенные в текущем году несовершеннолетними в Дятловском и Ошмянском районах.        Следует отметить, что, согласно белорусскому законодательству, уголовная ответственность за сбыт наркотических средств наступает с 14 лет.       

       Сохраняет актуальность вопрос опийной наркомании. На протяжении ряда последних лет в качестве сырья для изготовления опия наркопотребители используют семена мака. В этой связи, государством приняты меры, направленные на усиление контроля за их оборотом.

        В частности, ст.12.49 КоАП РБ предусмотрена административная ответственность за различные нарушения порядка оборота семян. К числу таковых, например, относится хранение физическим лицом более двух кг семян, не расфасованных в специальную упаковку, при отсутствии признаков незаконной предпринимательской деятельности (ч.1 ст.12.49). В данном случае правонарушителю грозит штраф в размере от 50 до 70 базовых величин. Законом также предусмотрена возможность конфискации транспортного средства, использованного для перемещения семян мака, независимо от того, в чьей собственности оно находится. В случае совершения лицом любой сделки с семенами мака, не расфасованными в специальную упаковку (ч.2 ст.12.49), предусмотрены санкции в виде штрафа от 70 до 90 базовых величин.

         Однако подобные действия могут повлечь за собой не только административное наказание. При наличии в семенах примесей маковой соломы, а также при установлении ряда иных обстоятельств, свидетельствующих о причастности лица к незаконному обороту наркотиков, оно подлежит привлечению к уголовной ответственности по ст.328 УК РБ. В текущем году в области возбуждено 3 уголовных дела в отношении лиц, занимавшихся сбытом таких засоренных семян наркозависимым гражданам.

         Следует отметить, что у наркопотребителй отмечается постепенный рост устойчивости организма к психоактивным веществам (изменение толерантности). Это приводит к необходимости употребления все больших доз для получения желаемого эффекта. Наркоман «со стажем» может переносить дозы, смертельные для здорового человека. Однако у одного и того же наркопотребителя толерантность может колебаться. Это обстоятельство, наряду с иными особенностями организма, отсутствием какой-либо информации о качестве вещества, употреблением наркотиков совместно с алкоголем, нередко приводит к передозировкам.

В текущем году в области отмечено увеличение числа фактов передозировки наркотиками, которых зарегистрировано 13 (+5). Такие случаи имели место на территории г.Гродно, Гродненского и Сморгонского районов. Среди веществ, после употребления которых происходили отравления, наибольшая доля приходится на различного рода психотропные вещества, приобретенные у интернет-магазинов. За 11 месяцев 2020 года в результате передозировки умерли четверо наркопотребителей.

         В этой связи, необходимо обратить внимание на то, что уголовным законодательством Республики Беларусь установлены очень жесткие санкции для тех случаев, когда сбыт наркотического средства влечет за собой смерть лица, его употребившего. При наступлении таких тяжких последствий сбытчику грозит до 25 лет лишения свободы (ч.5 ст.328 УК). В текущем году за совершение такого преступления в области осужден один человек. Наказание составило 14 лет лишения свободы.

       В целом, учитывая губительные последствия, наносимые жизни и здоровью граждан, Уголовный кодекс Республики Беларусь предусматривает достаточно серьезные наказания за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. На сегодняшний день за ряд действий, связанных с распространением наркотических средств, предусмотрена ответственность в виде лишения свободы на срок до 15 лет.

        К таким случаям уголовный закон относит, к примеру, сбыт наркотиков заведомо несовершеннолетнему, либо осуществление сбыта на территории учреждения образования, здравоохранения, воинской части. Аналогичное наказание предусмотрено за сбыт наркотиков в крупном размере, совершение такого преступления группой лиц, а также ряд иных преступных деяний (ч.3 ст.328 УК).

       Если распространение наркотиков осуществляется организованной преступной группой либо оно сопряжено с изготовлением наркотических средств в условиях нарколаборатории, для виновных уголовным законодательством определена ответственность в виде лишения свободы на срок от 10 до 20 лет (ч.4 ст.328 УК).

       Следует отметить, что в 2019 году были несколько смягчены санкции за совершение преступлений, предусмотренных ч.2 и ч.3 ст.328 УК. Сроки наказания в виде лишения свободы снижены на два года: с пяти до трех лет по части 2, и с 8 до 6 лет по части 3. Вместе с тем, верхние пределы наказаний по эти частям статьи 328 оставлены без изменений и составляют 8 и 15 лет, соответственно.

       На сегодняшний день  законом предусмотрены санкции за совершение таких деяний, как:

      хищение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (ст.327);

      незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (ст.328);

      незаконное перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза или Государственную границу Республики Беларусь наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов (ст.328-1);

      потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или нахождение на работе в состоянии, вызванном потреблением наркотических, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ (ст.328-2);   

      посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений или грибов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ст.329);

       Справочно:

      в случае, если наркосодержащие растения выращиваются без цели сбыта или изготовления из них наркотических средств, лицо подлежит привлечению к административной ответственности (см. выше). Однако, если в действиях лица усматривается умысел на сбыт или дальнейшее изготовление наркотиков из указанных растений, лицо подлежит привлечению к уголовной ответственности по ст. 329 УК;

     нарушение правил обращения с наркотическими средствами, психотропными веществами, их прекурсорами и аналогами (ст.330);

     склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст.331);

     предоставление помещений, организация либо содержание притонов для изготовления, переработки и потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или других одурманивающих веществ (ст.332);

     подделка, изготовление, использование либо сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков (ст.380).

      Справочно:

     в данном случае предметом преступления являются рецептурные бланки на получение лекарственных препаратов, в том числе содержащих в своем составе наркотические средства или психотропные вещества.

       Помимо уголовного наказания, белорусское законодательство предусматривает административную ответственность за ряд действий, связанных с употреблением наркотиков. К такого рода противоправным деяниям относятся:

      появление в общественном месте в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность (ч.4 ст.17.3 КоАП РБ; влечет наложение штрафа в размере от 5 до 10 базовых величин);

      нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ (ч.5 ст.17.3 КоАП РБ; влечет наложение штрафа в размере от 8 до 12 базовых величин);

      потребление без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ в общественном месте либо потребление их аналогов в общественном месте (ч.6 ст.17.3 КоАП РБ; влечет наложение штрафа в размере от 10 до 15 базовых величин).

        В текущем году органами внутренних дел области составлен 21 административный протокол за совершение вышеперечисленных противоправных деяний. Причем, следует иметь ввиду, что повторное в течение года, после наложения административного взыскания, совершение лицом аналогичных действий, является основанием для привлечения его к уголовной ответственности (ст.328-2 УК: штраф, арест, ограничение свободы на срок до 2 лет).

       Органами внутренних дел ведется значительная работа по пресечению распространения некурительных табачных изделий, наиболее известным из которых является «насвай». Несмотря на то, что данные вещества не являются наркотическими, их потребление оказывает крайне отрицательное воздействие на здоровье потребителей. Особую обеспокоенность вызывает их популярность среди подростков и молодежи.

       Эти обстоятельства послужили причиной тому, что в Республике Беларусь оборот данного вещества запрещен и влечет за собой привлечение правонарушителя к административной ответственности по ст.16.10 КоАП Республики Беларусь (незаконные действия с некурительными табачными изделиями, предназначенными для сосания и (или) жевания).

       В зависимости от общественной опасности совершаемых действий, санкции могут розниться от предупреждения до административного ареста либо наложения штрафа вплоть до 45 базовых величин. В текущем году в области составлено 57 административных протоколов за совершение правонарушений данной категории. Изъято более 14 кг насвая.

       Резюмируя вышеизложенное, необходимо еще раз подчеркнуть, что принимаемые меры на сегодняшний день позволяют не допустить безудержного роста наркомании в республике. Современный антинаркотический курс нашего государства, в первую очередь, направлен на обеспечение всеобъемлющего, комплексного и сбалансированного подхода к организации работы в данном направлении. В республике на всех уровнях выстраивается система, включающая в себя не только методы запретительного характера, но и комплекс мер по профилактике наркомании, а также реабилитации наркозависимых лиц. Однако очевидно, что работа, проводимая заинтересованными государственными органами и общественными организациями, является только одной из составляющих борьбы с этим социальным злом. Успешность противодействия наркопреступности напрямую зависит от личной позиции граждан.

свернуть

Профилактика преступлений и правонарушений несовершеннолетних

Что такое «вписка» или «флэт»?

В настоящее время особую озабоченность вызывают факты проведения подростками встреч в съемных жилых помещениях с целью развлечения, получивших название «вписка» или «флэт».

ВПИСКА — это вечеринка с ночевкой, приглашение весело провести время в шумной компании на чьей-то квартире, устраиваемая абсолютно незнакомыми людьми, найденными чаще всего в группах в социальных сетях. Вписаться к кому-то — значит прийти в гости, получить приглашение. Подростки организовывают такие встречи в отсутствие родителей.

ФЛЭТ (от английского «flat» - квартира) — молодежное название вечеринки, тусовки на квартире. По-другому флэт можно еще назвать впиской. Такую вписку можно назвать клубом по интересам. Участники такой вписки — знакомые между собой люди или онлайн-собеседники, входящие в одни и те же тематические группы в соцсетях.

ОПАСНОСТЬ: как правило, данные встречи сопровождаются распитием слабоалкогольных и алкогольных напитков, а также употреблением психоактивных веществ. Происходящее фиксируется на мобильные телефоны с последующим размещением видеороликов в сети Интернет. Нередки случаи, когда в процессе встреч несовершеннолетние совершают противоправные деяния, в том числе сексуального характера, либо такие действия совершают в отношении них. Нередко такие вечеринки заканчиваются вызовом милиции, ведь там, где появляется алкоголь и отсутствует контроль родителей, совершаются правонарушения и преступления.

Проще говоря, флэт и вписка — молодёжная вечеринка на квартире или даче, где нет взрослых, с целью безудержного веселья, сопровождающегося большим количеством алкоголя и громкой музыки.

Уважаемые родители!

Все мы понимаем, что для подростков общение, необходимо, как воздух, а посещение вечеринок — это обычное явление. Действительность такова, что запретить или контролировать вписки практически невозможно. Поэтому наш совет — научите своих детей правилам безопасности:

- не ездить на вписки к незнакомцам из интернета;

- соблюдать железные правила вечеринок: с кем пришел, с тем и уходи;

- не употреблять алкоголь и наркотики;

- не оставлять личные вещи без присмотра;

- мобильный телефон должен быть полностью заряжен;

- поставить номера родителей на быстрый набор.

Ваш ребёнок должен знать, что вы придете ему на помощь по первому сигналу и не будете ни за что ругать. Обсудите с подростком тему вписок и флэтов, расскажите, что вы знаете, о чем идет речь. Спросите его мнение об этих явлениях. По возможности исключите ночевки подростков вне дома.

свернуть

Ответственность родителей за воспитание детей

Ответственность родителей за воспитание детей

Брошюра "Ответственность родителей за воспитание детей"

Памятка об ответственности родителей за оставление своих детей без присмотра

Правовая информация для родителей "Официальное разъяснение Закона Республики Беларусь «О правах ребёнка»"

Ответственность родителей за воспитание и содержание несовершеннолетних детей

 

Уважаемые родители!

Нет ничего более ценного для каждого родителя, чем благополучие ребенка и его безопасность.

Семья для ребенка является первым институтом социализации. Именно в семье он получает первые навыки общения с окружающим миром, «впитывает» правила поведения и нормы, установленные в обществе.

Ответственность родителей за воспитание и содержание детей закреплена в нормативных правовых актах Республики Беларусь. Существует административная, уголовная и гражданская ответственность.

В статье 32 Конституции Республики Беларусь указано, что:

«Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию».

Ответственность семьи за ребенка закреплена и статьей 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка»:

«Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе.

Законные представители обязаны сопровождать детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в период с двадцати трех до шести часов вне жилища либо обеспечивать их сопровождение совершеннолетними лицами».

Статьей 17.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность родителей за неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища.

В случае неисполнения таковых обязанностей предусмотрена ответственность обоих родителей в виде предупреждения или наложения штрафа в размере до двух базовых величин.

За те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, наступает ответственность в видештрафа в размере от двух до пяти базовых величин.

Частью 5 статьи 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» закреплено, что:

«В случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, родители (опекуны, попечители) несут ответственность за нарушение детьми законодательства Республики Беларусь», то есть за совершение ребенком, не достигшим возраста административной либо уголовной ответственности, деяния, содержащего признаки правонарушения либо преступления, предусматривается административная ответственность родителей или лиц, их замещающих.

Ответственность в данном случае  наступает по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Правонарушение, предусмотренное данной статьей, состоит в бездействии родителей или лиц, их заменяющих, т.е. когда они не выполняют обязанности по воспитанию детей, а именно не заботятся о нравственном, духовном и физическом развитии детей, укреплении их здоровья, создании необходимых условий для своевременного получения образования, успешного обучения и т.д., чем не выполняют требования, закрепленные статьей 75 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, что повлекло совершение детьми, не достигшими возраста административной либо уголовной ответственности, деяния, содержащего признаки правонарушения либо преступления.

За его совершение предусмотрено административное взысканиев виде предупреждения или штрафа в размере до десяти базовых величин.

За то же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, предусмотрено взыскание в виде штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин.

При этом протоколы об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, составляются в отношении обоих родителей.

Согласно статьи 943 Гражданского кодекса Республики Беларусь материальный или моральный вред, причиненный действиями несовершеннолетнего лица в возрасте от 14 до 18 лет, подлежит возмещению непосредственнымпричинителем вреда.

Законные представители этого лица, несут ответственность в том случае, если у несовершеннолетнего нет достаточного заработка или имущества для возмещения вреда.

Обязанность родителей (усыновителей, попечителя) по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, прекращается по достижении причинившим вред совершеннолетия, либо в случае, когда у него до достижения совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, либо когда он до достижения совершеннолетия приобрел дееспособность.

Также следует учитывать, что в соответствии со статьей 944 Гражданского кодекса Республики Беларусь ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним, может быть возложен судом на родителя, лишенного родительских прав, в течение трех лет после лишения родительских прав, если поведение ребенка, повлекшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей.

Кроме обязанности заниматься воспитанием ребенка, родители обязаны и содержать его.

Статья 174 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусматривает ответственность за уклонение родителей от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении.

В случае уклонения родителей более трех месяцев в течение года от уплаты по судебному постановлению средств на содержание несовершеннолетних или совершеннолетних, но нетрудоспособных и нуждающихся в материальной помощи детей может бытьназначено наказание в виде общественных работ, или исправительных работ на срок до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на срок до одного года.

За уклонение родителей от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении, предусмотренонаказание в виде общественных работ, или исправительных работ на срок до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на срок до одного года.

По ч.3 ст.174 УК, за вышеуказанные деяния, совершенные лицом, ранее судимым за уклонение от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении, наступает ответственность в виде исправительных работ на срок от одного года до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок от одного года до трех лет, или лишение свободы на срок до двух лет.

К сожалению, следует констатировать, что ежегодно в нашей стране от внешних причин гибнут дети. Причиной тому не только детская беспечность, но и безответственное поведение самих родителей.

Именно поэтому статьей 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь введена ответственность за оставление в опасности.

За заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться,

 предусмотрена уголовная ответственность в виде ареста или ограничения свободы на срок до двух лет.

В случае заведомого оставления в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние,–

наступает уголовная ответственность в виде ареста на срок до шести месяцев или лишения свободы на срок до трех лет. 

Нарушение прав и законных интересов ребенка родителями (опекунами, попечителями) влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь, в том числе Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»,

в соответствии с которым, дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.

Уважаемые родители!

Помните, благополучие ваших детей зависит от вашей активной жизненной позиции, желания создать для ребенка безопасную среду, воспитать его достойным гражданином нашей страны. 

Правовые знания помогут Вам сделать детство Вашего ребенка безопасным! 

Вам следует знать:

Статья 189 КоБС РБ "Право на защиту"

Статья 18 Закона Республики Беларусь "Об оказании психологической помощи": "Условия оказания психологической помощи"

Статья УК РБ № 159 «Оставление в опасности»

Статья КоАП РБ № 9.4 «Невыполнение обязанностей по воспитанию детей»

Статья КоАП РБ 17.13. «Неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища»

Статья № 17.3 КоАП РБ «Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива в общественном месте»

Статья № 328 УК РБ «Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов»

Статья УК РБ № 331 «Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ»

Статья УК БР 168 (Глава № 20 УК РБ «Преступления против половой неприкосновенности или половой свободы»)

Статья УК РБ № 343 «Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера»

Статья УК РБ № 340 «Заведомо ложное сообщение об опасности»

Статья УК РБ № 293 «Массовые беспорядки» (участие в массовых беспорядках)

Статья УК РБ № 342 «Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них»

Статья КоАП РБ 17.1 «Мелкое хулиганство»

Статья КоАП РБ 15.45 «Жестокое обращение с животными»

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ответственность обучающихся в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании

 
свернуть